Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Электромобиль - действительно ли экологичное решение?

Can you really go green on an electric car? Is that really eco-friendly? An expert from Central Scientific Research Automobile and Automotive Engine Institute explains the details

Дмитрий Пронин, руководитель дирекции Национальной технологической платформы РФ «Экологически чистый транспорт «Зеленый автомобиль» Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института, рассказал, как происходит развитие экологического транспорта в России, а также как скоро мы пересядем на электромобили и какие задачи предстоит для этого решить. 

Зачем нужна технологическая платформа?

Прежде всего, эксперт предупредил, что понятие национальной технологической платформы не имеет ничего общего с автомобилестроением. «Технологические платформы формируются Министерством экономического развития России для различных отраслей промышленности, на сегодняшний момент их 35. Для автомобилестроения создана технологическая платформа РФ «Экологически чистый транспорт «Зеленый автомобиль», а ее координатором был назначен НАМИ, - сообщил Дмитрий Пронин. - Технологическая платформа позволяет объединять усилия различных сторон: государства, бизнеса и науки. Каждый в этой связке выполняет свою задачу. Наука создает новые технологии, бизнес их реализует, а государство создает для этого благоприятное правовое поле и меры стимулирования».

Как известно, бизнес заинтересован в технологиях, которые способны принести большую прибыль, а не пользу для общества. «Задача технологической платформы — создать независимый и беспристрастный механизм экспертизы для того, чтобы государство могло направить свои меры стимулирования на те направления, которые бы обеспечили развитие наукоемких отраслей промышленности на пользу общества в целом», - уточнил эксперт.

Возможно ли создать экологически чистый автомобиль?

По мнению Дмитрия Пронина, экологически чистого автомобиля нет и не может быть. «Можно говорить лишь о постоянном снижении негативного влияния транспорта на окружающую среду и здоровье человека», - убежден он.

Электрические автомобили вовсе не являются экологически чистыми, если обратиться к тому, каким способом создается электроэнергия для электромобиля. «Зависит от того, где и как вырабатывается электрическая энергия, - поясняет эксперт. - Например, во Франции подавляющая доля электроэнергии получается из возобновляемых источников, и там электромобили действительно чище обычных автомобилей. А в большинстве других стран, включая Россию, электроэнергия вырабатывается паровыми двигателями на электростанциях с соответствующим КПД, помноженном на КПД проводников, батарей электромобиля и всех преобразователей, что приводит к худшей энергоэффективности, чем у автомобильного двигателя».

Стоит бояться не выхлопов, а шин

Мало кто знает, что наибольший вред окружающей среде приносят не выхлопы автомобиля, а продукты износа шин. «Это не безобидный кусочек резины, а мелкодисперсная пыль, глубоко проникающая в ткани легких, содержащая токсины и канцерогены, - объяснил Дмитрий Пронин. - Научные исследования как в нашей стране, так и за рубежом показывают, что выброс вредных веществ с шинной пылью в 10 и даже в 30 раз, в зависимости от типа транспортного средства, превышает вредные выбросы дизельного топлива двигателей экологического класса Евро-5».

Об этом автомобильные гиганты предпочитают умалчивать, поскольку, по мнению эксперта, убедив всех в необходимости совершенствовать экологичность двигателя, компании могут обосновать необходимость массовой смены парка автомобилей и увеличить продажи. В то же время, создание более экологичных шин бизнесу не выгодно, поскольку не ведет к увеличению продаж шин — они и так изнашиваются достаточно быстро.

Как же уменьшить загрязнение окружающей среды автотранспортом? «Бороться с вредными выбросами нужно по всем направлениям. Создание автомобилей — дело автомобилестроителей и смежных отраслей промышленности, переход на возобновляемые источники электроэнергии — дело энергетиков, создание более экологичных шин — дело шинников, а совершенствование систем, необходимых для дистанционной работы населения, что позволило бы снизить использование автомобиля в принципе — дело отрасли информационных технологий», - убежден эксперт.

Что мешает массовому переходу на электромобили?

На сегодняшний момент традиционные электромобили серьезно проигрывают обычным автомобилям по затратам на их эксплуатацию. «Что бы нам не говорили в СМИ об экономии на топливе, реальные и беспристрастные экономические расчеты говорят о том, что сегодня стоимость владения электромобилем в 1,5-2 раза превышает стоимость владения его аналога с двигателем внутреннего сгорания», - такие данные приводит Дмитрий Пронин.

Кроме того, необходимо создавать достаточно мощные аккумуляторы для электромобилей. «Для того, чтобы электромобиль стал конкурентоспособным по отношению к традиционному автомобилю, в первую очередь, необходимо совершенствовать технологию аккумуляторных батарей. Необходимо в 2-3 раза увеличить их удельную емкость, в 2-3 раза срок службы и в 4 раза их цену, - рассчитал эксперт. - Существует мнение, что при массовом производстве батареи для автомобилей подешевеют. Однако не следует забывать, что уже сегодня эти батареи уже являются продуктом массового производства и применяются в абсолютно разных сферах нашей жизни, от блоков бесперебойного питания до мобильных телефонов. На сегодняшний момент пока никто не предложил реальную дорожную карту работ, которые должны привести к достижению необходимых показателей».

Еще одна задача, которую будет сложно решить, - наличие в конструкции электромобиля редкоземельных материалов. «Согласно расчетам их запасов на Земле, будет возможно построить не более 4-5 млн электромобилей в мире при общем числе автомобилей почти 1,5 млрд».

 

Читайте также:

Отечественный президентский лимузин будет самым большим в мире

Автомобили-беспилотники появятся на дорогах в 2017 году

О проблемах и перспективах отечественного автопрома

Системы оповещения водителя: перспективные разработки

Осторожно: в машине ребенок