Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

Проекты Фонда развития промышленности должны «получаться»

Фонд развития промышленности, созданный Министерством торговли и промышленности РФ, получил почти 20 млрд рублей на льготное финансирование проектов, продукция которых должна будет заменить импортные товары. Приоритеты у пищевого, сельскохозяйственного и нефтяного машиностроения и комплектующих. О том, как будет действовать фонд и кто сможет получить поддержку, рассказал изданию Gazeta.ru руководитель фонда Михаил Рогачев.

Как работает фонд?

«В сегодняшней геополитической обстановке конкурентоспособное промпроизводство — необходимый фактор обеспечения стратегической безопасности страны, - отметил Михаил Рогачев. - В своих расчетах мы исходим из того, что кризис будет длительным, полтора-два года. Без денег импортозамещение в кризис умрет, не родившись. Логично использовать эти два года на формирование перспективного задела, на опытно-конструкторские разработки, вывод их к стадии коммерциализации. Тогда, после окончания кризиса, оживившаяся экономика сможет вовлечь их в производство, заменив докризисный импорт».

При этом, ставка фонда составляет 5%, что намного ниже банковских 15-17%, поскольку он не намерен зарабатывать на этом. «Процентные ставки вводятся для формирования резервов, а не извлечения прибыли, - объяснил глава фонда. - Мы учитываем риски девальвации рубля. Ставка пересматривается раз в год в зависимости от экономической ситуации, спроса со стороны корпоративного сектора и уровня просроченных кредитов в целом по промышленности».

Кто может рассчитывать на льготное финансирование?

К началу февраля в фонд уже поступило около 240 заявок на 56 млрд рублей. Конечно, не все из них будут удовлетворены. «Наши основные получатели средств — это компании средней капитализации, у которых уже есть производство, есть продажи и им нужны средства на разработку, допустим, новой линейки продукции», - рассказал Михаил Рогачев, добавив, что стартапы фонд не интересуют: для них существуют другие формы поддержки, такие как гранты и венчурные инвестиции.

Главная задача фонда – финансирование долгосрочных проектов, направленных на разработку новых технологий, высокотехнологичных производств и продуктов. В отличие от фонда, Русская венчурная компания и «Сколоково» финансируют компании, а не разработки, а Внешэкономбанк не поддерживает проекты на предынвестиционной стадии, хотя подготовка проектной документации нередко требует больших финансовых затрат. «Создавая фонд, Минпромторг ставил перед нами задачу закрыть этот провал. Наш фонд принципиально не финансирует строительство и операционную деятельность. ФРП — единственный институт развития, который специализируется именно на заемном финансировании и именно в части проектирования и опытно-конструкторских разработок, ориентированных на коммерческое внедрение. Работаем и с институтами развития, ФЦП, Академией наук, инжиниринговыми центрами при вузах, регионами, российскими технологическими платформами», - отметил глава фонда.

Таким образом, поддержку получат только сильные и перспективные проекты. «Мы ориентируемся на компании, существующие на рынке свыше трех лет, с выручкой в год от 500 млн до 20 млрд рублей, с собственным инжинирингом или партнером — инжиниринговой компанией; реализующих проекты с использованием перспективных технологий в направлении импортозамещения и развития экспортного потенциала, - так Михаил Рогачев описал компании, которые будут в приоритете у фонда. Среди проектов, которые получают поддержку фонда, - пищевое и сельскохозяйственное машиностроение, производство и разработка нефтегазового оборудования, тяжелое машиностроение, энергетическое машиностроение, а также производство расходных эксплуатационных материалов и комплектующих – катализаторов, ферментов, кормов для животноводства и прочее.

Условия программ

«Первая программа ориентирована на заемное финансирование проектов по импортозамещению и производству конкурентоспособной продукции, наше финансирование составляет не более 70% общего бюджета проекта, но при этом весь бюджет должен быть подтвержден обязательствами участников — соинвесторов или банков, - сообщил глава фонда.

Вторая программа — более рискованная для нас, потребует дополнительных обязательств по обеспечению со стороны заемщика. Это финансирование завершения разработки нового продукта и разработки ТЭО проектов. Такой формат предусматривает заинтересованность банков в финансировании дальнейших стадий, но для подтверждения своего участия они должны увидеть результаты предынвестиционной проработки, осуществляемой за счет фонда. Эта схема предполагает до 50% «отлагательного финансирования». 

Третья программа направлена на финансирование предынвестиционной стадии, но для проектов, претендующих на поддержку крупных институтов развития — ВЭБа, Российского фонда прямых инвестиций. И последняя программа — заемное финансирование проектов консорциумов и инжиниринговых компаний, направленных на разработку технологий, соответствующих критериям наилучших доступных, и дальнейшую их адаптацию и внедрение на предприятиях».

Фонд взвесил все риски

Фонд будет отбирать четко продуманные проекты, которые и в дальнейшем смогут получать банковское кредитование. «Это не экспериментальные проекты «получится — не получится», проекты фонда должны «получаться», - заявил эксперт, отмечая, что в России уже появились компании, для которых «инновационный процесс — неотъемлемая составляющая бизнеса, а не разовая акция».

Что делать ученым-одиночкам?

Два года назад подобная программа поддерживала разработки институтов РАН. «Мы готовились к большому потоку заявок. Но из институтов к нам ни одной так и не поступило: ученых пугал принцип заемного финансирования, возвратные деньги им были неинтересны, - сообщил глава фонда. - Зато было много заявок от компаний, малых предприятий при тех же институтах. Так что я бы порекомендовал ученым, владеющим патентом на перспективную разработку, начинать все же с поиска бизнес-партнера и (или) инвестора. Это расширит возможности для фандрайзинга, позволит выйти за пределы привычной для научной среды грантовой модели и использовать все возможности институтов развития, в том числе и нашего фонда».

 

Читайте также:

Фонд перспективных исследований финансирует научные разработки в вузах

В Москве будет создан «Технопарк» для высокотехнологичного производства

Запреты и приоритеты: как Д.Медведев планирует бороться с кризисом

Антикризисные меры и структурные реформы на 2015 год

Сотрудничеству - господдержка!