Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Осторожно: в машине ребенок

Каким требованиям должны отвечать детские автокресла, чтобы защитить ребенка? Этот вопрос стал главной темой пресс-конференции «Безопасность детей в автомобилях: поправки в законодательство РФ», которая состоялась 12 февраля в МИА «Россия Сегодня».

На встрече эксперты, среди которых были директор Центра испытаний Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института Денис Загарин, а также председатель Российского Красного Креста Раиса Лукутцова, представили данные о смертности и травматизме среди детей в дорожно-транспортных происшествиях за 2013–2014 годы, огласили результаты социологического опроса по использованию кресел, проводившегося среди родителей детей до 12 лет, а также рассказали об опыте других стран в сокращении детской смертности и травматизма на дорогах. Не остался без внимания и технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», вступивший в силу с 2015 года.

Печальная статистика

Детская смертность в ДТП в России примерно втрое выше, чем в странах ЕС. Это во многом объясняется тем, что родители не используют детские кресла и ремни безопасности при перевозке детей, а также выбирают небезопасные устройства. В 2014 году свыше 500 детей, являвшихся пассажирами автомобилей, погибли в авариях, еще более 9,4 тыс. были ранены. Негативная тенденция наблюдается с 2010 года. По статистике, 82% пострадавших в ДТП детей-пассажиров в нашей стране перевозятся без детских удерживающих устройств.

Предпочтения родителей соответствуют Регламенту

По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в феврале 2015 года, 73% родителей детей в возрасте до 12 лет при выборе автокресла для ребенка прежде всего обращают внимание на сертификат качества, а 93% опрошенных родителей считают, что автокресла должны пройти обязательную сертификацию. Предпочтения родителей подкрепляет закон: новый Технический регламент Таможенного союза 0182011«О безопасности колесных транспортных средств» требует, чтобы детские удерживающие устройства соответствовали требованиям безопасности ЕЭК ООН №44-04.

Однако на сегодняшний момент российский рынок наводнен некачественными и небезопасными детскими автокреслами. Так, Центр испытаний НАМИ провел в 2012-2014 годах выборочную проверку кресел и выяснил, что 75-80% образцов не соответствовали требованиям техрегламента и оказались неспособными защитить ребенка-пассажира в ДТП.

Направляющая лямка небезопасна – запретить!

НАМИ протестировал два устройства типа «направляющая лямка», использование которых разрешено действующей формулировкой п.22.9 ПДД РФ. Эти адаптеры как бы корректируют положение ремня безопасности для взрослых пассажиров на теле ребенка и обозначаются производителями как «ДУУ» I, II и III групп. Однако оба проверенных устройства не прошли испытаний на соответствие требованиям безопасности.

Адаптеры и направляющие опускают диагональную лямку ремня безопасности, при этом поднимают нижнюю лямку, проходящую по бедру. «В итоге нагрузка при ударе приходится не на самые крепкие кости, а на живот, что может быть смертельно опасным»,— пояснил заместитель гендиректора НАМИ Денис Загарин, отметив, что подобные устройства запрещены во многих странах.

Тем не менее, в России подобные адаптеры – вторые по популярности: 32% родителей пользуются ими для перевозки детей, и лишь треть родителей осведомлены об их небезопасности.

Именно поэтому эксперты Российского Красного Креста и НАМИ выступили с предложением внести изменения в ПДД и запретить использование для перевозки детей адаптеры ремней безопасности, разрешив только автокресла. ГИБДД поддерживают инициативу и, более того считают, что необходимо обязать родителей использовать кресло для перевозки детей ростом до 150 см.

«Необходимо внести в ПДД однозначное определение ДУУ и исключить из Правил формулировку «иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности», чтобы вывести из оборота весь ассортимент «корректоров», «фиксаторов» и «направляющих лямок», - считает председатель Российского Красного Креста Раиса Лукутцова. По ее словам, это необходимо, чтобы вывести из оборота ассортимент удерживающих устройств, которые не являются «сертифицированными креслами».

Детей будут мерить рулеткой

Помимо проблемы кресел ГИБДД решает вопрос о том, каких детей необходимо перевозить в креслах. Привязка к возрасту 12 лет, которая используется сегодня, устарела, считают в Госавтоинспекции и предлагают обязать родителей перевозить в креслах детей ростом до 150 см.

С этим мнением солидарен Денис Загарин: «Дети растут очень быстро и 11-летний ребенок может быть гораздо выше 150 см. Ну и, наконец, инспектору при проверке на дороге гораздо проще измерить подростка рулеткой, чем определять его возраст. Ведь возить с собой свидетельства о рождении родители не обязаны».

Как правильно перевозить ребенка

ЕЭК ООН и ВОЗ рекомендуют странам принять закон, требующий, чтобы дети были надежно закреплены в удерживающем устройстве и расположены в правильном положении – по направлению движения или против направления движения при транспортировке в автомобиле.

Удерживающее устройство должно соответствовать возрасту, росту и весу ребенка. ЕЭК ООН также предписывает использовать только официально утвержденные детские удерживающие системы. Продажа устройств, не отвечающих стандарту использования в автотранспортных средствах, должна быть запрещена.

Альтернативный взгляд

Тем не менее, президент организации «Движение без опасности» Наталья Агре предлагает не спешить с изменениями Правил. «Если сейчас внести изменения в правила, то родители побегут в магазины покупать кресла, а их также очень много некачественных, буквально разваливающихся на части при ударе. И не понятно, что опаснее в такой ситуации — адаптер или такое кресло». В данной ситуации сначала необходимо доработать требования к конструкциям кресел и очистить рынок от несертифицированных кресел.

Скептически отнеслась эксперт и к манипуляциям с рулеткой. «С трудом себе представляю, как инспектор на дороге будет замерять детей сантиметром. С учетом планируемого сокращения кадров в ГИБДД, боюсь, для контроля перевозок детей сотрудников не хватит,— говорит она.— Не думаю, что переход с возраста на рост изменит ситуацию: родители, которые детей в креслах не возят, по-прежнему не будут делать», - считает Наталья Агре.

 

Читайте также:

Свет мой, монитор, скажи

Автомобили-беспилотники появятся на дорогах в 2017 году

Отечественный президентский лимузин будет самым большим в мире

НАМИ сотрудничает с Центром компьютерного инжиниринга СПбПУ

«Кортеж» президента подорожал на 20%