Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

Нужны ли сегодня истребители шестого поколения?

В России продолжается разработка истребителей шестого поколения: отечественный производитель радиоэлектронного оборудования «Концерн «Радиоэлектронные технологии» заявил, что проектирует новейший боевой самолет, передает телерадиокомпания «Звезда». Однако многие специалисты считают, что разработка истребителей шестого поколения несвоевременна, поскольку для таких машин еще не существует боевых задач.

О том, что российские специалисты начали разрабатывать истребители шестого поколения, стало известно еще в 2013 году, когда Объединенная авиастроительная корпорация объявила, что новейший самолет должен появиться во второй половине 2020-х годов. В США истребители шестого поколения создают компании Boeing и Lockheed Martin. Предполагается, что боевые самолеты заменят современные машины пятого поколения в 2030-х годах. Боевая машина шестого поколения должна быть малозаметной и сверхманевренной, развивая при этом гиперзвуковую скорость до 5800 км/ч. Пилотирование аппарата будет опциональным.

Истребители пятого поколения – на острие технологий

На сегодняшний момент последнее поколение авиационной техники — американский F-22 Raptor и российский Т-50. Т-50 оснащен новейшим радаром на основе активной фазированной решетки, который позволяет обнаруживать цели на земле, в воздухе и на воде и одновременно наводить на них весь спектр современного высокоточного оружия, двигателем 117С, который обеспечивает сверхманевренность и крейсерский сверхзвуковой полет, и бортовой электроникой, которая позволяет интегрировать истребитель в цифровую - ситецентрическую систему ведения боевых действий.

В конструкции Т-50 активно применяются композитные материалы, которые позволили снизить его массу и радиолокационную заметность, а также существенно облегчили подготовку серийного производства. Доля композитных материалов в общей массе пустого самолета составляет 25%, по поверхности самолета — 70%. 

Будущее за беспилотными самолетами, уверены специалисты, поэтому по всему фюзеляжу истребителя Т-50 размещено несколько десятков датчиков, которые позволят не только контролировать ситуацию вокруг машины, но и осуществлять обмен данными с наземными системами управления и с внутриавиационной группой, предлагая при этом несколько вариантов действий. По заверениям разработчиков, Т-50 - практически робот. Самолеты умеют совершать автономный полет с изменением высоты и огибанием рельефа местности, позволяя пилоту сконцентрироваться на обнаружении и уничтожении целей. Бортовой компьютер также исправляет ошибки пилотирования и не дает выйти на критические режимы, а в случает необходимости сможет автоматически катапультировать пилота.

Получается, что в истребителе Т-50, который относят к 5-му поколению, собраны все самые передовые технологии, которые существуют на сегодняшний момент. Пять истребителей Т-50, проходящих испытания, пока всего лишь прототипы с разным набором оборудования, серийный вариант еще не утвержден, а в серийное производство они могут выйти не ранее 2016 года.

Как применять самолет шестого поколения?

Каким же должен быть боевой самолет 6-го поколения? Любопытно, что ни российские, ни американские специалисты не имеют четкого представления о том, что они хотели бы получить в итоге, поскольку в ходе рассуждения открывается ряд проблем.

Специалисты сходятся во мнении, что беспилотные самолеты не способны по ходу выполнения боевой задачи вносить корректировки в программу полета и адекватно реагировать на изменение ситуации. Кроме того, гиперзвуковая скорость теперь уже не кажется основополагающей характеристикой боевого самолета. Производство дозвукового самолета обходится на порядок дешевле сверхзвуковой и гиперзвуковой машины. Тем более что в современном мире удар по удаленным целям могут нанести дальнобойные крылатые ракеты, новейшие модели которых планируется делать гиперзвуковыми, поэтому самолеты будут воевать не пушками в ближнем бою, а ракетами, не входя в зону действия систем ПВО противника и не соприкасаясь с его истребителями.

Именно поэтому Министерство обороны России пока не планирует массовых закупок Т-50, а остается верно понятным и надежным боевым машинам поколения «4++» Су-35 и Миг-35. США тоже не видит целесообразности выделять средства на самолет, для которого пока нет боевых задач и достойного противника.

 

Читайте также:

Магистральный самолет XXI века

"Туполев" присматривается к композитным материалам ОНПП "Технология"

Автомобили-беспилотники появятся на дорогах в 2017 году