Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Центральный институт авиационного моторостроения спроектировал и изготовил установку обводнения потока воздуха, которая имитирует переохлажденное атмосферное облако и позволяет смоделировать ситуацию обледенения частей летательных аппаратов. Диаметр коллектора обводнения установки – 2 м.
Установка генерирует поток воздуха, имитирующий переохлажденное атмосферное облако. Характеристики имитации соответствуют требованиям отечественных и международных авиационных нормативных документов.
Установка была создана для аэродинамической холодильной трубы, которая разрабатывается в Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского. Ее характеристики полностью соответствуют требованиям отечественных и международных авиационных стандартов.
Обледенению подвергаются, как правило, лобовые поверхности крыльев, рулей высоты и направления, воздушные винты, воздухозаборники, остекление фонарей, датчики пилотажно-навигационных приборов и обтекатели антенн.
Выявлено, что обледенение чаще всего происходит в промежутке температур от -5 до -10 градусов по Цельсию, хотя может наступать и при положительных температурах. Например, движущийся в каналах воздухозаборников воздух охлаждается при адиабатическом расширении и влага, находящаяся в нем, конденсируется и замерзает даже при +10.
Обледенение, наравне с турбулентностью, электрическими разрядами атмосферы, столкновением с птицами, является одним из опасных явлений, влияющих на безопасность полета. Для того, предотвратить обледенение, на земле детали летательных аппаратов обрабатывают специальной жидкостью, а в полете удаляют наледь, нагревая поверхности электрическим током или горячим воздухом, идущим от двигателей. Кроме того, летательные аппараты проектируют таким образом, чтобы они имели минимальное лобовое сопротивление.
ЦИАМ давно и успешно проектирует системы для проведения сертификационных испытаний элементов планера и авиационных двигателей в условиях обледенения. В институте также проводятся испытания, имитирующие попадание птиц, кусков льда и других посторонних предметов в двигатели и части летательного аппарата.
Опыт ЦИАМ в сфере проектирования и проведения сертификационных испытаний высоко ценится и в России, и за рубежом. ЦИАМ сотрудничает с EuroCopter (вертолет EC155, силовая установка «Ариэль»), МоторСiч (двигатель МС-500В), ГСС (планер самолета RRJ-95), «Авиадвигатель» (двигатель ПС-90А) и другими известными предприятиями.
ЦИАМ работает над самолетами будущего
Новейшие двигатели внутреннего сгорания обсудили в ЦИАМ
Экспериментальная база авиационной отрасли будет модернизирована