Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

ЦИАМ о своих конференциях и полетах за 2014 год

Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова рассказывает об уходящем 2014 годе, насыщенном производственными победами и интересным научным общением.

«ЦИАМ-рекорд»

Беспилотный летательный аппарат «ЦИАМ-рекорд» с энергетической установкой на топливных элементах полностью отечественной разработки совершил успешный полет 2 июля 2014 года. Топливная батарея для аппарата разработана по техническому заданию ЦИАМ в Институте проблем химической физики РАН (Черноголовка), металлокомпозитный водородный баллон высокого давления 300 атм создан ООО «Элина-Т» (Зеленоград).

«ЦИАМ-рекорд» - третий отечественный летательный аппарат, энергия для полета которого вырабатывается электрохимическим генератором электрической энергии - топливным элементом. В 2010 году были построены беспилотные летательные аппараты «ЦИАМ 80» и «ЦИАМ 80-2» с энергоустановками на основе импортных водородных топливных элементов «Аэропак» сингапурской фирмы Horizon.

Научные конференции и выставки

Уходящий год был богат на плодотворное общение: ЦИАМ оказывался и радушным организатором, и активным участником различных конференций.

Так, 23 января в институте прошла научно-техническая конференция, посвященная памяти выдающегося ученого-механика, специалиста в области газовой динамики и аэродинамики больших скоростей Горимира Черного, в ходе которой в ЦИАМ была торжественно открыта мемориальной доска Г.Г. Черному.

С 24 по 28 марта молодые ученые и специалисты вновь, после долгого перерыва, смогли собраться на внутренней научно-практической конференции. Генеральный директор ЦИАМ Владимир Бабкин отметил: «Новое – это хорошо забытое старое. Сегодня мы возрождаем традиции, характерные для ЦИАМ. Эта конференция первая после длительного перерыва, но я вам обещаю, что не последняя!»

Во Всероссийском выставочном центре в рамках Международного форума двигателестроения, проходившего с 15 по 18 апреля, состоялся Научно-технический конгресс по двигателестроению. В общей сложности ЦИАМ представил на нем более 40 докладов, подтвердив статус головного научно-исследовательского института в области авиационного двигателестроения.

В конце мая ЦИАМ открыл свои двери для конференции, инициированной Минпромторгом России. На мероприятии специалисты обсудили требования, предъявляемые к современным и перспективным вспомогательным силовым установкам (ВСУ). Юрий Слюсарь, заместитель Министра промышленности и торговли, подчеркнул, что для создания новых типов ВСУ и их совершенствования ведущие предприятия отрасли должны работать сообща и использовать системный подход при заказе и исполнении НИОКР.

С 4 по 7 сентября делегация ЦИАМ представила на X Международной выставки и научной конференции по гидроавиации «Гидроавиасалон — 2014» в Геленджике свои новейшие разработки в области авиадвигателестроения на объединенном стенде Государственных научных центров авиационной промышленности Российской Федерации.

ЦИАМ активно использует композитные материалы в своем производстве, и в рамках научной конференции по амфибийной и безаэродромной авиации генеральный директор ЦИАМ Владимир Бабкин рассказал об этом подробнее, представив доклад «Работы ЦИАМ по применению композиционных материалов в перспективных авиационных двигателях». Кроме того, ЦИАМ впервые взял на себя труд организовать одну из тематических секций гидроавиасалона — «Маршевые силовые и бортовые энергетические установки для амфибийных и безаэродромных летательных аппаратов».

С 7 по 12 сентября 2014 г. ЦИАМ принял участие в 29-м конгрессе Международного совета по авиационным наукам (ICAS), который объединяет ведущие мировые авиационно-космические компании и научно-исследовательские центры. Впервые конгресс прошел в России, в Санкт-Петербурге. Специалисты ЦИАМ представили на конгрессе 45 докладов по самым актуальным направлениям исследований в области авиадвигателестроения, затронув следующие темы: вентиляторы и компрессоры, инновационные силовые установки, перспективные двигатели, турбины, материалы для двигателей и турбин, новые топлива и эмиссия и др.

«Конгресс дает возможность обсудить насущные проблемы мировой авиационной науки, на нем зарождается международная кооперация, на конгрессе мы получаем возможность сравнить нашу работу с работой коллег из ведущих мировых аэрокосмических научных центров и компаний», - отметил Владимир Бабкин.

С 6 по 10 октября ЦИАМ выступил в роли организатора уникального по своей тематике VI Международного симпозиума по неравновесным процессам, плазме, горению и атмосферным явлениям (NEPCAP), который прошел в Сочи. NEPCAP 2014 - это международный форум ученых, инженеров и практиков, работающих в области кинетики неравновесных физико-химических процессов, окисления и горения углеводородных топлив, лазерной химии, плазмохимии, физики и химии аэрозолей, физики плазмы, физики кластеров и наноструктур, плазменных и лазерных технологий.

ЦИАМ давно и успешно занимается темами, формирующими программу симпозиума, отметил Александр Старик, сопредседатель организационного комитета симпозиума, начальник Отделения неравновесных химико-физических процессов в газовых потоках и в элементах ракетных двигателей ЦИАМ: «Фундаментальные работы, которые были на нем представлены, имеют практическую пользу в разработке прорывных технологий по созданию новых высокоэффективных энергоустановок и двигателей для авиационных и аэрокосмических систем, новых высоэнергетичных топлив и наноматериалов с уникальными свойствами».

Финансовые итоги и новые задачи

Подводя итоги 2014 года на собрании трудового коллектива, состоявшегося 29 октября, генеральный директор ЦИАМ Владимир Бабкин отметил, что финансовое состояние института заметно улучшилось по сравнению с 2012 и 2013 годом в значительной мере благодаря общей оптимизации финансовой деятельности и средствам, полученным в ходе выполнения хозяйственных договоров.

ЦИАМ выполняет все больше заказов на проведение исследований и выполнение работ для оборонно-промышленного комплекса. Впервые, после десятилетнего перерыва институт получил прямой заказ от Министерства обороны, ведется работа по привлечению заказов от других ведомств.

Инфраструктура института и его экспериментальная стендовая база за последнее время заметно улучшились: заметно увеличилось количество стендочасов для испытаний изделий, которые поставляют разработчики авиационных двигателей. Решаются проблемы в имущественно-хозяйственном комплексе, кадровых вопросах и социальной сфере.

Владимир Бабкин рассказал, какую цель ставит перед собой институт: «Наша стратегия состоит в том, чтобы восстановить роль института, вернуть ЦИАМ на позицию головной научной организации в области авиадвигателестроения - организации, с которой считаются, которую приглашают для аттестации и верификации, которую уважают и признают двигательные КБ. Перед нами стоят серьезные задачи, и мы решим их при четкой скоординированной работе всех подразделений института».

Будущее российской авиационной отрасли

Государство активно поддерживает развитие авиационной промышленности. Так, 4 ноября 2014 года Президент России подписал федеральный закон «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е.Жуковского» (НИЦ). Новый центр призван объединить научно-исследовательский, технологический и кадровый потенциал ключевых научных центров отрасли: Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ), Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС), Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С.А. Чаплыгина (СибНИА) и Государственного казенного научно-испытательного полигона авиационных систем (ГкНИПАС).

 

Читайте также:

Результаты работы ФЭИ за 2014 год

Достижения ОНПП «Технология» за 2014 год

Магистральный самолет XXI века