Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
О новых задачах, которые стоят перед судостроительной отраслью России, рассказывает в интервью «Эксперту» генеральный директор Крыловского государственного научного центра Анатолий Алексашин.
Генеральный директор КГНЦ считает, что роль предприятия на российском рынке будет расти, поскольку более ценными окажутся комплексные решения, которые именно Крыловский ГНЦ в состоянии предложить: «Крыловский научный центр традиционно специализируется в области гидродинамики, прочности и вибрации, судовой акустики и электромагнетизма, в решении общепроектных вопросов, разработке перспективных судостроительных программ. Кроме нас отраслевой наукой предметно занимаются в Центре технологии судостроения и судоремонта, базовых научно-исследовательских институтах, входящих в концерны судового приборостроения.
В последние годы доля Крыловского научного центра увеличивается за счет включения в его структуру ЦНИИ судовой электротехники, а также развития проектной составляющей на базе специализированного подразделения — ЦКБ «Балтсудопроект». Однако перспективы повышения компетенции КГНЦ и его доли на российском рынке связаны прежде всего с развитием нашего центра как отраслевого системного интегратора. Сегодня наиболее востребованы рынком комплексные технические решения и проекты «под ключ».
В России появилась долгосрочная программа военного кораблестроения до 2050 года, в которой главное место отводится Крыловскому ГНЦ как ведущему отраслевому научному центру. Анатолий Алексашин уверяет, что у военных моряков уже есть представление о том, какой флот нужен России, и объясняет, какие принципы будут заложены в основу создания новых кораблей: «Полагаю, вся ситуация будет развиваться по пути дальнейшей унификации всех кораблей, которые мы проектируем и строим. Она необходима для того, чтобы снизить стоимость жизненного цикла. Это основной тренд, главный путь снижения издержек в военном кораблестроении. То есть произойдет сокращение видов и типов кораблей и судов, а также глубокая унификация в этих типовых рядах». При этом, эксперт подчеркивает, что российский военный флот проектируется для мирного применения: «У нас флот для сдерживания, а не для нападения. Наша задача — обеспечение безопасности своей территории. То есть ближняя океанская зона. Ну и присутствие в Мировом океане».
Крыловский ГНЦ активно работает в рамках государственной программы «Развитие судостроения на 2013-2030 гг.». В перспективе планируется создавать суда и морскую технику для арктических широт. Анатолий Алексашин рассказывает: «Наш приоритет — создание судов и морской техники для освоения ресурсов арктического шельфа и развития судоходства в акватории Севморпути, а также судов внутреннего и прибрежного морского плавания. Последнее особенно актуально для решения социальной задачи повышения транспортной доступности для населения». При этом стоят задачи снизить стоимость перевозки грузов и сделать суда более надежными и долговечными: «Чем дешевле тебе обходится транспортировка тонны груза, тем больше ты конкурентоспособен. Поэтому ключевое направление здесь — сбережение энергии, разработка и внедрение энергоэффективных технологий, повышение КПД. При этом необходимо повысить качество и срок службы систем, которые обеспечивают жизнь корабля, сделать так, чтобы эти системы жили как можно дольше, меньше было ремонтов. Мы понимаем, что очень большую роль здесь будут играть композиты. Их доля будет увеличиваться, особенно там, где требуются высокие прочностные характеристики».
Санкции могут затормозить работу российских предприятий, но в дальносрочной перспективе их введение даст импульс к развитию собственных технологий, считает генеральный директор КГНЦ; «На строящихся в России кораблях и судах достаточно велик объем зарубежного комплектующего оборудования. Отказ в поставках отдельных его видов, требующий поиска доступных аналогов, может сказаться на сроках строительства и сдачи судов и объектов морской техники. Насколько они увеличатся, сказать сложно. Может быть, на год-полтора. Сейчас мы действительно можем потерять это время, но потом наверстаем значительно больше, так как вся добавочная стоимость будет оставаться у нас, в России. А это дополнительные деньги, налоги, рабочие места и так далее».
При этом очень важно, чтобы российский бизнес сумел увидеть потенциальные возможности предприятий и помог бы их реализовать. «Первым шагом на пути преодоления воздействия санкций, по нашему мнению, является заинтересованность и соответствующая воля российских заказчиков — нефтегазовых компаний, работающих в морском секторе, - уверен Анатолий Алексашин. - Многое может быть сделано на российских предприятиях, в том числе судостроительной промышленности. Раньше же мы делали, значит, сможем сделать и сейчас».
Работа по актуализации Правил для судов ледового класса продолжится