Эксперименты Курчатовского института — в топ-10 мировых исследований по физике

Авторитетный журнал Physics World включил результаты эксперимента Борексино, в котором принимали участие ученые из Национального исследовательского центра "Курчатовский институт", в десятку наиболее важных научных результатов 2014 года.

Журнал Physics World выпускает международное научное общество «Институт физики» (Institute of Physics), в которое входит более 50000 международных экспертов. Каждый год издание определяет наиболее значимые результаты исследований, которые представляют фундаментальную значимость для науки, способствуют существенному углублению знаний, показывают тесную связь теории с экспериментом, представляют интерес для ученых из любых областей физики.

Эксперимент Борексино был посвящен исследованию потоков солнечных нейтрино и выполнялся международным коллективом ученых из нескольких научных центров Европы, России и США, объединенных в колаборацию Борексино. С российской стороны в работах участвуют ученые НИЦ «Курчатовский институт», Объединенного института ядерных исследований, а также ведущих вузов – МГУ имени М.В. Ломоносова и НИЯУ «МИФИ».

Уникальные измерения потока так называемых рр-нейтрино, образованных в недрах Солнца в основной термоядерной реакции слияния двух ядер водорода с образованием ядра дейтерия, позволило впервые определить энергию светила непосредственно в момент генерации. Работа была опубликована в престижном междисциплинарном журнале Nature.

До настоящего времени все измерения солнечной энергии основывались на излучении солнечной фотосферы, произведенном в термоядерных процессах около 100000 лет назад, что составляет среднее время для энергии, чтобы просочиться из центральных областей Солнца и достичь его поверхности. Сравнение между измерениями коллаборации Борексино и светового излучения Солнца доказывает, что энерговыделение Солнца не менялось за исторически длительный период времени.

Нейтринный детектор Борексино, установленный в подземной лаборатории Гран Сассо Национального института ядерной физики Италии (INFN), создавался почти 17 лет, а экспериментальные исследования начались в 2007 году. В Борексино был достигнут беспрецедентно низкий уровень фона, который дает возможность выполнять уникальные измерения не только нейтрино, испущенных Солнцем, но также нейтрино, образованных в недрах нашей Земли, и даже нейтрино от далеких астрофизических источников.

Проведенные исследования имели и самостоятельное научное значение, ключевое для понимания фундаментальных свойств нейтрино – неуловимых членов семейства элементарных частиц.