Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Научно-технический совет Российского морского регистра судоходства в 2015 году отметит 100 лет с момента своего основания. В Совет входят около 300 ученых в области проектирования, строительства и эксплуатации судов, представляющих более 30 ведущих научно-исследовательских институтов, конструкторских и проектных бюро, высших учебных заведений, судоходных компаний, судостроительных верфей.
Накануне юбилея Олег Яковлевич Тимофеев, доктор технических наук, профессор, заместитель генерального директора Крыловского государственного научного центра и заместитель председателя Президиума НТС, рассказал в интервью порталу «Российское судоходство» о роли классификационных обществ, практике создания правил и перспективах их развития.
Первые классификационные общества по сути представляли собой страховые компании, которые определяли вероятность наступления страхового случая, определяли стоимость ликвидации его последствий. «Классификация по своей сути – это специализированная страховая деятельность, касающаяся всей человеческой деятельности на море», - отмечает заместитель председателя Президиума НТС.
Деятельность классификационных обществ базируется на научных исследованиях: чтобы создать и описать специальные методики, программы, требования, нужно очень хорошо понимать морскую деятельность. При этом, у каждого из обществ собственная специализация. РС является одним из шести ключевых классификационных обществ в мире, и российскими особенностями является использование арктической техники. Никакая другая страна не работает постоянно в арктических широтах.
«Уже недостаточно давать общие рекомендации - нужно регламентировать настолько, чтобы, во-первых, не гибли люди, не гибла техника, а во-вторых, морская деятельность оставалась экономически целесообразна. Вот этот баланс между безопасностью и экономической составляющей – пожалуй, наше основное направление», – резюмирует эксперт.
«Создание правил регистра – большой коллективный труд, - рассказывает Олег Яковлевич. - Дело в том, что правила - это не только ледовые нагрузки и корпус, а также требования к минимальной мощности на валах, к прочности винто-рулевого комплекса, позднее – требования к винтеризации (специализированные требования к палубному оборудованию для работы в условиях оледенения и низких температур)».
Так, правила регистра создавались вместе с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом. Но свой вклад в создание правил по ледовым усилениям внесли специалисты Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота. А правила по ледовым усилениям судов и ледоколов, разработанные совместно с Крыловским государственным научным центром, даже вошли в основу унифицированных требований Международной ассоциации классификационных обществ для полярных судов.
«В международном документе нужно учесть компромиссные решения, учесть интересы всех участников процесса, - объясняет О.Я. Тимофеев. – По сути дела, здесь столкнулись три школы нормирования технических параметров судов ледового плавания и ледоколов. Первая – это американско-российская школа. Как ни странно, американские правила в 1980-х годах были созданы на основе российских правил нашими эмигрантами. Вторая школа – канадско-американский опыт как отдельная тема. И европейская школа, лидирующие представители которой – наши финские коллеги. Тот факт, что унифицированные правила были созданы на основе российского-советского опыта, свидетельствует о признании мировым сообществом наибольшей «физичности» нашей школы».
Круг задач Российского морского регистра судоходства постоянно расширяется. Особенно важна эта деятельность в свете тяжелой международной ситуации, в которой оказалась страна. России необходимо развивать свое производство, выводить на рынок новые продукты. На повестке дня – сертификация оборудования для добычи нефти в северных широтах. «У нас требует разработки очень большая номенклатура морского нефтегазового оборудования. Вот здесь и есть как раз задача регистра – сертифицировать, создавать технические требования под новые продукты, может быть, даже в чем-то более совершенные, чем требования зарубежных конкурентов и партнеров», – замечает эксперт.
Работа по актуализации Правил для судов ледового класса продолжится
Атомному ледоколу «Ленин» - 55 лет!
В Крыловском центре появился новый ледовый бассейн