Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Сотрудники концерна «Радиоэлектронные технологии», входящего в госкорпорацию «Ростех», закончили исследовательские работы по созданию электроэнергетического комплекса, который станет «сердцем» воздушного судна будущего — полностью электрического самолета (ПЭС). Комплекс обеспечит все энергетические потребности ПЭС. При его разработке были учтены новейшие достижения в области микро- и силовой электроники, материаловедения и нанотехнологий, передовых решений в области источников энергии.
ПЭС будет иметь централизованную систему электроснабжения самолета, которая обеспечит питание наиболее энергоемких систем, в частности управление взлетно-посадочными устройствами, запуском авиадвигателя, противообледенительной системой и системой кондиционирования.
В рамках госпрограммы работы ведутся над пассажирским самолетом вместимостью 130–200 человек. Он будет значительно легче стандартных аналогов за счет снижения веса бортового оборудования более чем на 3,5 тонны, а его экономия топлива вырастет на 20%. Разработчики обещают, что инновационный подход приведет к улучшению летно-технических и экологических характеристик.
Несмотря на название – полностью электрический самолет – еще неясно будет ли его двигатель электрическим — пока речь идет только о замене бортовых систем, традиционно использующих пневматическую и гидравлическую энергию.
«Разработанная энергосистема имеет определяющее значение для всего проекта в целом — ее внедрение позволит исключить громоздкие, тяжелые и дорогостоящие титановые трубопроводы, по которым передаются воздух и жидкости с высокими температурами и давлениями, а также обеспечит дальнейшее повышение эффективности бортового оборудования за счет совершенствования силовой электроники», — настаивают разработчики.
Новейший энергокомплекс действительно поможет снизить летную массу, хотя у него есть не только достоинства, но и недостатки, рассказал президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
«Отсутствие цилиндров высокого давления и жидкостей, используемых для гидравлических систем, снижает опасность и позволяет создавать более надежные системы с точки зрения конструкции самолета, они также будут легче и компактнее. Но воздействие мощного электромагнитного поля легко выведет их из строя. Впрочем, даже обычный самолет тоже имеет электрические системы и может рухнуть в случае их отключения», — рассуждает эксперт.
На Западе существуют экспериментальные проекты электрических самолетов, в частности беспилотный летательный аппарат NASA Pathfinder, летающий с помощью солнечной энергии — батареи для ее получения размещены по всей длине его семиметровых крыльев. Первый в мире пилотируемый самолет, летающий на солнечной энергии, рассчитывают создать швейцарцы. Четырехмоторный Solar Impulse сможет накапливать энергию прямо в воздухе и летать неограниченно долго — в 2015 году разработчики надеются совершить на нем кругосветный полет.