Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

ЦАГИ: техническая встреча по проекту BUTERFLI

6-7 октября в Центральном аэрогидродинамическом институте им. профессора Н.Е. Жуковского состоялась третья техническая встреча участников проекта BUTERFLI (BUffet and Transition delay control investigation within European-Russian cooperation for improved FLIght performance). Цель данной работы — исследование управления бафтингом и ламинарно-турбулентным переходом пограничного слоя для улучшения аэродинамических характеристик летательных аппаратов. Проект стартовал в 2013 году под эгидой 7-й Рамочной Программы ЕС и объединил ведущие российские и европейские научно-исследовательские организации. Координатором работ со стороны России является ФГУП «ЦАГИ», со стороны Евросоюза — Французский центр аэрокосмических исследований ONERA.

Управление обтеканием крыла, улучшение его несущих и аэродинамических характеристик и, как следствие, увеличение топливной эффективности воздушного судна — основные задачи ученых, объединивших усилия в работе над проектом BUTERFLI. Для их решения специалисты разрабатывают две ключевые концепции: затягивание начала бафтинга на сверхкритических крыльях и затягивание ламинарно-турбулентного периода пограничного слоя на профилях и крыльях.

«Проект посвящен вопросам борьбы с бафтингом — нежелательным аэродинамическим явлением, при котором возникают колебания летательного аппарата или его частей при срыве потока с несущих поверхностей (крыла или оперения) на больших углах атаки. Бафтинг ограничивает возможности летательного аппарата как по скорости, так и по высоте. В рамках проекта рассматриваются подходы для борьбы с этим явлением, основанные на воздействии на поток с помощью плазмы, выдувов воздушных струй и т.д.», — рассказал об исследовательской работе заместитель генерального директора ЦАГИ — начальник комплекса аэродинамики и динамики полета летательных аппаратов Сергей Ляпунов.

Помимо ЦАГИ от России в проекте BUTERFLI участвуют Московский физико-технический институт (МФТИ), Объединенный институт высоких температур РАН (ОИВТ РАН), ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ЗАО «ГСС»), Институт теоретической и прикладной механики им. С.А. Христиановича (ИТПМ СО РАН). Европу, кроме ONERA, представляют DLR, Airbus group, Штутгартский университет, Королевский технологический институт Швеции, Ноттингемский университет, а также компания ERDYN.

Участие ЦАГИ в проекте предполагает как проведение расчетных исследований, так и эксперименты в аэродинамических трубах. В настоящий момент завершено предварительное численное моделирование для определения необходимых параметров будущих исследований. Экспериментальные испытания на базе института запланированы на следующий год.

Комментируя итоги встречи, Сергей Ляпунов подчеркнул: «Совместная работа идет успешно — таково общее мнение и российских, и европейских участников проекта. Мы на пути к важным результатам, которые, после проведения экспериментальных исследований, будут иметь большую ценность для авиационной науки».

Источник: сайт ЦАГИ