Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Специалисты американской компании TORC Robotics, Технологического университета Вирджинии и исследовательского подразделения армии США NSWCDD (Naval Surface Warfare Center Dahlgren Division) разработали и изготовили опытный образец самоуправляемого автомобиля-робота GUSS (Ground Unmanned Support Surrogate). Этот автомобиль-робот предназначен для того, чтобы в буквальном смысле следовать за военнослужащими во время проведения боевых операций, неся на себе боеприпасы, продовольствие и эвакуируя раненных в случае их появления.
Базой для автомобиля-робота GUSS стал военный джип Internally Transportable Vehicle (IVT), который является продолжателем рода небезызвестного джипа Виллис времен Второй Мировой Войны. Размеры этого джипа столь невелики, что он легко размещается в грузовом отсеке транспортного вертолета Chinook или летательного аппарата V-22 Osprey. Для "восприятия" окружающей среды автомобиль GUSS оборудован лазерным сканером LIDAR и несколькими камерами, данные от которых собираются бортовым компьютером, который строит в своей памяти подробную трехмерную карту окружающего пространства. Это позволяет автомобилю-роботу перемещаться самостоятельно в автоматическом режиме или под управление солдата-оператора, использующего стандартизованный пульт дистанционного управления Tactical Robotic Controller.
Из-за высокой проходимости транспортной платформы IVT автомобилю-роботу GUSS не требуются дороги, он способен передвигаться даже по весьма сложной пересеченной местности, используя свои электронные "глаза" для обнаружения препятствий и для прокладки безопасного маршрута.
В нормальном режиме работы автомобиль-робот GUSS следует за маяком, который несет на себе один из солдат подразделения. В таком режиме автомобиль поддерживает заданную дистанцию, ускоряясь или останавливаясь по мере необходимости. Автомобиль GUSS без особой потери его проходимости может перевозить до 725 килограмм груза, что позволяет сократить нагрузку на каждого солдата подразделения в среднем на 18-20 килограмм.
Оператор может запрограммировать систему управления автомобиля GUSS на автоматическое выполнение ряда задач. Двигаясь в автоматическом режиме со скоростью порядка 10-13 километров в час, автомобиль может подвозить грузы, продовольствие и боеприпасы, забирая раненых и доставляя их в полевой госпиталь на обратном пути.
Навигационная система автомобиля GUSS имеет некую толику интеллекта, что позволяет ей самостоятельно прокладывать маршруты передвижения и возвращаться обратно, попав в тупик. Но если система управления не может справиться с задачей самостоятельно, человеку-оператору тут же передается уведомление и он может взять управление на себя, используя информацию с видеокамер транспортного средства. А в самом крайнем случае любой солдат может деактивировать систему автоматического управления простым переключением тумблера и вести автомобиль традиционным способом, при помощи руля и педалей.
Первые испытания автомобиля-робота GUSS в условиях, максимально приближенных к боевым, были проведены во время учений RIMPAC 2014, проходивших не так давно на учебном полигоне морской пехоты Кахуку, остров Оаху, Гавайи. Как отмечают представители военных и компании TORC Robotics, автомобиль-робот GUSS успешно справился с выполнением всех возложенных на него задач, в том числе и с эвакуацией раненых с поля боя.
В настоящее время автомобиль-робот GUSS существует в виде единственного опытного образца и его разработчикам потребуется еще пара лет, необходимых для всестороннего тестирования и доработок всех использованных технологий. Только после этого командование морской пехоты США станет рассматривать вопрос о целесообразности использования подобных автомобилей-роботов в своих подразделениях.