Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

Петербургская ярмарка промышленного оптимизма

На юбилейную ярмарку в «Ленэкспо» приехали около 300 компаний из различных регионов России, а также из Белоруссии, Украины, Латвии, Польши, Чехии, Германии, Турции, Финляндии, Южной Кореи, Китая и Тайваня. Организаторы говорили о 13 странах, но в списке участников вместе с Россией можно насчитать только 12 стран.

Организаторы масштабами ярмарки остались довольны, а вот некоторые участники — нет. Бедной назвал ее эксперт Союза машиностроителей Феликс Шамрай. Впрочем, его претензия адресовалась не устроителям ярмарки, а государству с его «структурно неполноценной экономикой».

Главным событием ярмарки стала выставка, разделенная на несколько зон: металлургия и литейное дело; обработка металлов; компрессоры, насосы, арматура, приводы; машиностроение; нi-тech; неметаллические материалы для промышленности; услуги для промпредприятий; промышленный клининг; крепеж, метизы и инструмент. Некоторые экспоненты, как, например, компании Safan Darley или Advanced Machinery, установили в павильоне «Ленэкспо» внушительного вида машины и демонстрировали их работу на практике, другие участники ограничились офисным присутствием.

Но одной только выставкой ПТЯ не ограничилась. В программе были заявлены также Петербургский промышленный конгресс, конкурс инноваций, всевозможные конференции, презентации и биржа деловых контактов.

Реализм против пафоса

Открывали ярмарку так называемые ассамблеи (с намеком на петровские времена) — ассамблея ведущих экспертов и ассамблея топ-менеджеров. VIP-гости ярмарки встретились под звуки музыки из советских кинофильмов, которую играл симфонический оркестр. Началось все с официозно-патетических речей о великой силе российской промышленности. Апогея пафос достиг в речи исполнительного директора Объединения российских автопроизводителей Игоря Коровкина. Он гордо заявил, что автомобильный рынок России — второй в Европе и входит в 12 из 15 топов автомобильных рынков мира.

Оптимизм Коровкина встретил решительный отпор. Первым его оказал Николай Фоменко — шоумен и основатель автомобильной компании Marussia Motors. Он без обиняков заявил, что коллегам пора «лишиться иллюзий компетентности и стать по-настоящему компетентными». «Хотелось бы, чтобы мы были не в последнем вагоне, а двигали рынок сами, создали что-то, что могло бы вывести страну из технологического тупика, чтобы начинали работать на стадии инжиниринга, а не на стадии производства»,?— продолжил Фоменко. На вопрос о том, может ли такая выставка чем-то помочь автопроизводителям, он ответил отрицательно.

Контрафакт и безопасность

Слова Фоменко про иллюзии компетентности и необходимость выбраться из тупика подхватили и другие эксперты.

Президент Союза литейщиков Санкт-Петербурга Владимир Евсеев констатировал смерть станкостроения. Он заявил, что на выставке представлено «несжимаемое ядро» промышленности — дальше ужимать некуда. «Пока мы не начнем строить свои заводы комплектующих, все наши разговоры так и останутся разговорами»,?— сказал Евсеев.

Профессор, референт генерального директора Крыловского ГНЦ Валерий Половинкин привел прямо-таки апокалиптическую статистику по импортозамещению и контрафакту. По его данным, доля контрафакта доходит до 80?% в малой энергетике и в производстве обуви, до 50?% — в медицинской отрасли и в алкогольной промышленности. Речь идет, главным образом, о фальсифицированной продукции, которая используется в производстве. Половинкин заявил, что более 70?% импортной продукции, включая запчасти к военной технике, поступают на предприятия не напрямую от поставщиков, а через посредников, что делает невозможным полноценный контроль за контрафактной продукцией. Таким образом, как считает Половинкин, возникает угроза для государственной безопасности — ведь контрафактные комплектующие могут даже управлять военной техникой. Кроме того, по мнению эксперта, импортозамещение не дает стране добиться технологической независимости, стопорит развитие высшей школы и вообще всячески препятствует развитию экономики.

Звучали на ассамблее и философские рассуждения о судьбах инженеров в России (доклад члена совета Национального объединения проектировщиков Игоря Мещерина), и почти конкретные предложения: председатель совета директоров ИГК «Союз-Инвест» Станислав Невзоров призвал создавать межотраслевые консорциумы и пригласил всех желающих присоединиться к Межотраслевому евразийскому центру сотрудничества. Без утопических идей тоже не обошлось: Феликс Шамрай заявил, что идея создания транспортного коридора от Тихого океана до Атлантики, с которой недавно выступил глава РЖД Владимир Якунин, заслуживает внимания.

Конфеты, букеты и ангелы

Эксперты ассамблеи почти ничего не сказали о нынешних политических и экономических реалиях и том, как они могут повлиять на оте­чественную промышленность.

Демонстративно не рассматривали эту тему и участники другого ярмарочного мероприятия — конференции «Инвестиции в будущее. Программы привлечения инвестиций, поддержки и развития инноваций в корпорациях». Она проходила в расслабленной, даже дружеской, атмосфере — во многом благодаря тому, что количество спикеров почти не превышало количество слушателей. Выступающие даже предложили своим гостям представиться. Среди тех, кто пришел на конференцию, оказались, в основном, представители небольших компаний.

Роль модератора взял на себя директор бизнес-инкубатора «Ингрия» Игорь Рождественский.

Конференцию разделили на две части — «Инновационные программы корпораций» и «Как отойти от IT.?Инвестиции в “железные” стартапы».

Среди участников конференции были Никита Уткин, главный специалист ОАО «РВК» (так называемый «фонд фондов», российская государственная венчурная компания), начальник клиентского отдела Северо-Западного филиала Московской биржи для инновационных компаний Сергей Филяев, генеральный директор Центра коммерциализации инноваций Михаил Захаревич, руководитель направления «Облачных и повсеместных вычислений» в кластере информационных технологий фонда «Сколково» Иван Киреев, директор Фонда предпосевных инвестиций Михаил Раяк.

Смысловой акцент конференции пришелся на взаимодействие стартапов и корпораций. Нынешнюю фазу этих отношений участники конференции в шутку назвали «конфетно-букетным периодом» — периодом цивилизованного и взаимовыгодного партнерства. «Сколковец» Иван Киреев добавил к цветам и букетам ангелов: он заявил, что сегодня на рынке, по крайней мере московском, все чаще встречаются «бизнес-ангелы» — инвесторы, готовые срочно вложиться в любой по-настоящему интересный проект. Вот только проектов почти нет.

«Рынок инвестиций — бессмысленный и беспощадный»

Поначалу спикеры ловко жонглировали словами «инвестиции», «инновации», «корпорации», «венчурные фонды», но в конце концов все-таки пришли к обсуждению проблем. Директор по инновационному развитию Leorsa Innovations Вячеслав Дерновский обозначил такие негативные факторы, как провал в науке и недостаток инженерных компетенций. Игорь Рождественский добавил к этому списку нежелание венчурных фондов вкладываться в прорывные проекты, поскольку те требуют серьезных перемен в сфере промышленности и соответствующих вложений, к которым венчурные фонды не готовы.

Остроту конференции придал Алексей Кузнецов — руководитель стартапа «Инновационные системы». Он назвал рынок российских инвестиций «бессмысленным и беспощадным» и обратился к присутствующим с жалобой: «Пока ищешь инвестиции, твоя инновация устаревает».

Игорь Рождественский сослался на неповоротливость корпораций, которые чаще всего и выступают в роли инвесторов, и на присущий им бюрократизм. Покритиковал Рождественский и неповоротливость «Роснано». По этому вопросу в дискуссию с ним вступил директор Фонда предпосевных инвестиций Михаил Раяк, который заявил, что ему удается работать с «Роснано» над 7–8 проектами в год. «Рыба есть, ловить надо уметь»,?— добавил эксперт. По его словам, только в Петербурге работает больше 80 фондов, кроме того, здесь представлены практически все госкорпорации, так что выбор у предпринимателей большой. Что же касается бумажных препон, например, 20?страничных анкет, которые приходится заполнять бизнесменам, то их господин Раяк назвал «противодураковой защитой». Было в этой формулировке что-то безжалостное, но возражать против нее никто не стал.

Итоги без прогнозов

Одновременно с конференцией на ярмарке проходило ток-шоу для предпринимателей, организованное бизнес-инкубатором «Ингрия». Предприниматели кратко представляли свои проекты, а потом выслушивали вопросы и замечания от экспертов. Ток-шоу явно стимулировало обмен визитками — то, ради чего многие и пришли в «Ленэкспо».

Ажиотаж вызвало награждение победителей конкурса «Лучший инновационный проект и лучшая научно-техническая разработка года». Его организовали Научно-исследовательский институт — Республиканский исследовательский научно-консультативный центр экспертизы (РИНКЦЭ) и Выставочное объединение «РЕСТЭК®».

Гран-при конкурса получил Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и входящие в его состав структуры — инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга», лаборатория «Вычислительная механика» и «Политех-Инжиниринг».

Дипломы, призы и медали выдали сотням конкурсантов. Однако польза такого соревнования для его участников не очевидна. Возможно, кому-то удастся привлечь к себе внимание, упоминая о своей победе, но, скорее всего, это лишь способ повысить себе настроение.

В целом ярмарка производила двойственное впечатление. С одной стороны, налицо активность ее участников — обмен контактами, желание представить свою продукцию в лучшем свете (привезти в «Ленэкспо» огромную технику — дело непростое и недешевое). С другой стороны, речи экспертов наводили на неутешительные мысли: ситуация в промышленном секторе настолько сложна, что вместо прогнозов все делают вид, будто ничего особенного сейчас не происходит и никаких серьезных перемен в стране не предвидится. Инвесторы говорили о конфетах, букетах и ангелах, экономисты — о транспортных коридорах и консорциумах. Их голоса периодически тонули в шуме работающих машин.

Источник: Piter-news.net