Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
История Савёловского машиностроительного завода насчитывает более 95 лет. СМЗ – один из наиболее крупных производителей станков с ЧПУ и уникального наукоёмкого технологического оборудования для авиационной и аэрокосмической промышленности.
Станками с ЧПУ и специальным технологическим оборудованием СМЗ оснащены все приборостроительные, моторостроительные, агрегатные и самолётостроительные заводы, входившие ранее в структуру Министерства авиационной промышленности
ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ
О том, как и чем сейчас живет предприятие, я веду разговор с директором по маркетингу СМЗ Владимиром Цветковым. Опытный специалист, долгие годы проработавший на заводе не понаслышке знает о сложных проблемах савёловского машиностроения. Он прекрасно помнит и трудный перестроечный период с 1993 по 1998 годы. Тогда градообразующее предприятие с десятитысячным коллективом превратился в обыкновенный завод, который к тому же резко снизил объёмы производства, а численность работающих здесь сократилась до двух тысяч человек. Но и в таком режиме предприятие работы не прекращало.
В 2004 году СМЗ перешёл под управление Группы Компаний «Бородино». В финансово - промышленную группу входят шесть предприятий, в том числе СМЗ, а также две итальянские фирмы. Одна из них – «Jobs» - является мировым лидером по разработке и производству высокоскоростных фрезерных обрабатывающих центров, используемых в аэрокосмической и автомобильной отраслях.
Профиль выпускаемой продукции на СМЗ сохранился тот же. Основное направление в работе нацелено на авиакосмический комплекс страны. Эта отрасль развивается, потому что стране нужны отечественные самолёты. По убеждению Владимира Цветкова такое великое государство как Россия «должно летать» на своих самолётах.
Однако к настоящему времени станочный парк авиастроения в России морально устарел и находится за нормативными срокам эксплуатации. На государственном уровне признано, что масштабную модернизацию оборудования нужно проводить на базе российского станкостроения. Это и эффективно с экономической точки зрения, и что особенно важно, обеспечит технологическую безопасность государства в целом. Переход станочного парка на новый технологический уровень сможет дать авиастроению перспективное лидерство.
С целью внедрить передовые технологии в российское производство Группой Компании «Бородино» и была приобретена итальянская фирма «Jobs».
ПАРТНЁРЫ
В настоящее время в заказчиках у СМЗ недостатка нет. На весь текущий год и шесть месяцев следующего завод полностью загружен заказами. Постоянные партнёры – все основные самолётостроительные и вертолётостроительные заводы России. Такие как ульяновское авиационное объединение «АВИАСТАР – СП» и воронежское авиационное самолётостроительное общество «ВАСО», московская фирма ОАО «РСК МиГ» и «КНААПО», что в Комсомольске – на – Амуре. Первая выпускает известные во всем мире «Миги», а второе не менее знаменитые истребители-перехватчики СУ-27. Есть среди партнёров и производитель винтокрылых машин – Ростовский вертолётный завод.
Второе направление в работе СМЗ с заказчиками – сотрудничество с предприятиями, входящими в ракетно-космический комплекс страны. Это РКЦ им. Хруничева, ОАО «Техномаш» и ряд других ведущих заводов, которые выпускают ракеты и космические корабли.
В последнее время СМЗ осваивает новые направления в работе. Так, с ОАО «КАМАЗ» подписаны контракты на изготовление самого современного оборудования. Российский автогигант стал первым постоянным партнёром Савёловского машиностроительного завода в автомобильной промышленности.
Развивается сотрудничество СМЗ с предприятиями чёрной и цветной металлургии. Это Выксунский металлургический завод, где изготавливают трубы для газопровода и колёсные пары для железной дороги. Металлургический завод в городе Верхняя Салда на Урале – самое крупное предприятие в мире по выпуску титана. Бурно развиваются отношения с судостроителями в Санкт-Петербурге.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ
Как отмечает Владимир Цветков, в последние пять лет идёт значительный подъём отечественного машиностроения, спрос на продукцию растёт большими темпами и СМЗ, даже работая на полную мощность, уже не может удовлетворить его в необходимом объёме. В связи с этим руководство СМЗ приняло решение расширять производство и провести техническое перевооружение.
Первое, что было сделано – качественно изменилась организация труда, которая коснулась, прежде всего, отделов главного конструктора и главного технолога. Произошёл переход на автоматизированное проектирование, конструкторские кульманы заменили компьютеры, да и сами рабочие места специалистов теперь оснащены современным оборудованием.
Второй этап перевооружения – обновление станочного парка в цехах. Закупались новые станки, но много оборудования заменили станками собственного изготовления.
РАБОТА ИЩЕТ СПЕЦИАЛИСТОВ
Третьим этапом, не менее важным, явилось привлечение высококвалифицированных кадров, как рабочих, так и специалистов разных профилей.
В предыдущем номере газеты мы писали о том, как с помощью завода Савёловский промышленно-экономический колледж выиграл тендер общероссийской образовательной программы. Следующий в очереди – Савёловский филиал Московской Государственной Академии приборостроения и информатики. В ней также готовят специалистов, необходимых для завода.
«Юристы и бухгалтеры сегодня уже не востребованы, они усиленно ищут работу, - говорит Владимир Цветков, - а вот специалистов технического направления работа ищет сама, в частности, на СМЗ. И возможности для карьерного роста безграничны».
Для выпускников колледжа руководство завода ежегодно предусматривает несколько грантов. Лучшие из них, кто решит работать на предприятии, поедут стажироваться на одну из итальянских фирм. А для того, чтобы заинтересовать специалистов из других регионов, Строительный Дивизион Группы Компаний «Бородино» начал в нашем городе на берегу Волги строительство нескольких десятиэтажных домов, в которых часть квартир будет предоставлена специалистам на льготных условиях посредством ипотечного кредитования.
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
В последние два года на заводе возобновились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Совместно с рядом НИИ страны СМЗ работает над созданием новых перспективных моделей металлорежущего оборудования. Так, в мае этого года на выставке в Москве был представлен новый интегрированный токарно-фрезерный обрабатывающий центр – результат совместной разработки специалистов СМЗ и учёных научно-исследовательского института города Владимира.
Машиностроение считается рискованным рынком для инвесторов. Основная причина в том, что объем инвестиций требуется весомый, а срок окупаемости достаточно длительный. Однако руководство завода убежденно, что бизнес по производству станков – не скорый, но надёжный. Сегодня задача серьёзного бизнесмена – вложить деньги в промышленное производство.
Елена НИКУЛИНА, "Тверь-Инфо"
15 августа 2008 года
Источник: http://www.rosprom.org/