Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Перед началом авиасалона Farnborough-2008 английская пресса писала, что из-за растущих цен на авиационное топливо могут быть аннулированы или приостановлены заказы на новые авиалайнеры. При этом убытки двух основных мировых производителей магистральных пассажирских самолетов - компаний Boeing и Airbus, суммарный портфель заказов которых составлял 530 млрд. долларов, могут достигнуть 100 миллиардов. Однако новости с Farnborough перечеркнули скептицизм аналитиков.
Уже в первый день работы салона две ближневосточные авиакомпании подписали беспрецедентные соглашения на приобретение 150 самолетов Boeing и Airbus на сумму около 25 миллиардов долларов. Расположенная в Абу-Даби компания Etihad Airways решила пополнить свой парк 20 лайнерами А320, 25 А350 и десятком А-380, а также 35 машинами Boeing 787 и 10 Boeing 777-300ER. Общая стоимость этих контрактов составила 21 млрд. долларов. Недавно созданный правительством Дубая низкобюджетный перевозчик FlyDubai разместил заказ на 54 самолета Boeing 737-300 на сумму 3,74 млрд. долларов.
В тот же день авиакомпания Саудовской Аравии подписала твердый контракт на 8 лайнеров А330-300, а тунисский перевозчик Tunisair заказал 10 самолетов А320, три А330-200 и три А350-800. Российский "Аэрофлот" также подписал с компанией Airbus твердый контракт на покупку пяти самолетов А321. Наконец, все в тот же урожайный для европейского авиастроительного концерна день дубайская лизинговая компания DAE объявила о превращении в твердый заказ предконтрактного соглашения на 30 лайнеров А350-900 и 70 А320.
Ближе к закрытию выставки представители Airbus объявили, что в ходе Farnborough-2008 концерн подписал твердых контрактов на 247 авиалайнеров, заказы еще на 9 самолетов получены в виде опционов. Общая стоимость этих сделок составила 40,5 млрд. долларов.
Стоит отметить также, что 17 июля китайская авиационная госкомпания заключила контракт с Boeing на приобретение 30 самолетов Boeing 737 и 15 Boeing 777 стоимостью 6,3 млрд. долларов.
Таким образом, несмотря на рост цен на нефть, а соответственно и на авиационный керосин, рынок гражданских самолетов демонстрирует большую активность. Однако главное теперь, по мнению председателя европейского аэрокосмического концерна EADS Луи Галуа, чтобы не уменьшились объемы перевозок пассажиров. Кроме того, по мнению некоторых аналитиков, сложившаяся на авиационном рынке ситуация играет на руку нефтедобывающим странам, прежде всего из региона Персидского залива, в то время как других авиаперевозчиков ожидает не слишком светлое будущее. Объемы закупок самолетов Объединенными Арабскими Эмиратам на Farnborough в полной мере подтверждают эту точку зрения.
О заметных успехах на рынке гражданских самолетов смогли отчитаться и отечественные авиастроители. К Farnborough-2008 было приурочено подписание крупного контракта между Объединенной авиастроительной корпорацией и лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК). В соответствии с условиями заключенного 15 июля соглашения в 2010 г. ИФК приобретет у ОАК 31 самолет Ту-204СМ-100. Также предусматривается опцион еще на 30 машин со сроком поставки в 2010-2012 гг. ИФК намерена поставлять приобретенные самолеты как российским, так и зарубежным авиакомпаниям. Общая стоимость этой сделки составляет около 3 млрд. долларов. С учетом этого контракта общий портфель заказов ИФК увеличился до 140 самолетов общей стоимостью 5 млрд. долларов.
Как заявил генеральный директор компании Александр Рубцов, среди иностранных заказчиков Ту-204СМ-100 10 авиакомпаний из регионов Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, а также из Ирана. По словам Александра Рубцова, ведутся переговоры о совместном с Ираном производстве еще 100 самолетов семейства Ту-204.
Конечно, на фоне двух с половиной сотен проданных только на Farnborough самолетов марки Airbus российские достижения выглядят бледновато, однако для отечественного авиапрома это все-таки серьезный успех. Как заявил президент ОАК Алексей Федоров, это первый крупный контракт на магистральные самолеты российского производства. Он позволит наконец перейти от штучной сборки авиалайнеров к серийному производству на головном предприятии и на несколько лет вперед загрузит плановой работой поставщиков систем и оборудования. Вместе с тем, по словам Алексея Федорова, чтобы выдержать ценовые параметры, сроки поставки и самое главное - качество самолетов, необходимо провести техперевооружение предприятий, в первую очередь ульяновского ЗАО "Авиастар-СП", где производятся Ту-204. Как сообщил Александр Рубцов, в развитие "Авиастар-СП" и воронежского авиакомплекса (ВАСО) в ближайшие 2-3 года ежегодно планируется вкладывать по 5-7 млрд. рублей. Обоим предприятиям уже поставлено по 45 единиц современного технологического оборудования.
В отличие от более ранних модификаций этого лайнера Ту-204СМ-100 имеет полностью модернизированное БРЭО российского производства, отвечающее всем существующим и перспективным требованиям по точности самолетовождения и безопасности полетов и позволяющее пилотировать авиалайнер экипажу из двух пилотов. Ту-204СМ-100 комплектуется новыми двигателями ПС-90А2. По словам Алексея Федорова, после начала серийного производства Ту-204СМ-100 в Казанском авиационном производственном объединении им. С.П. Горбунова будет свернуто производство Ту-214, а выпускать Ту-204СМ-100 планируется вплоть до выхода на рынок самолета нового поколения МС-21.
В ходе Farnborough был также дан старт проекту, который первые лица отечественного авиастроения не раз называли очень важным для отрасли. 16 июля совместное предприятие Airbus Freighter Conversion GmbH (AFC) подписало первый контракт на конвертацию 30 пассажирских лайнеров Airbus А320/А321 в грузовые (A320/A321P2F). Заказчиком выступила одна из крупнейших лизинговых компаний AerCap, базирующаяся в Нидерландах. Цена контракта, включающая только стоимость производства комплектов для конвертации и самих технологических работ, составляет около 140 млн. долларов.
Проектные работы по конвертации А320/А321 были начаты в декабре 2007 г. Для реализации этого проекта создано совместное предприятие Airbus Freighter Conversion GmbH (AFC), в котором с российской стороны участвуют ОАК и корпорация "Иркут" с долями по 25%, а зарубежными партнерами являются Airbus (доля 18%) и авиазавод EADS в Дрездене - EFW (доля 32%). В настоящее время идет разработка конструкторского решения конвертации по методике Airbus, с применением европейских программных средств. В этой работе, развернутой на проектных площадках в Тулузе, Гамбурге, Бремене, Дрездене, Москве и Иркутске, участвуют российские конструкторы, технологи и прочнисты.
В ходе конвертации будут производиться следующие работы: демонтаж пассажирского салона, установка усиленных полов и погрузочно-разгрузочного оборудования, а для обеспечения загрузки в фюзеляже самолета прорезается большой грузовой люк. Все комплекты деталей для переоборудования будут производиться на Иркутском авиационном заводе. Первый прототип конвертированного самолета планируется выпустить в 2011 г. в Дрездене. В работах по конвертации на территории Германии примут участие российские специалисты, которые получат необходимый опыт и освоят технологию проведения подобных работ. Запуск серийного производства в Германии намечен на 2012 г.
К 2011 г. должно завершиться создание российской площадки по конвертации, которая, как заявил Алексей Федоров, разместится в подмосковном Жуковском. Первый самолет, переоборудованный в Жуковском, будет поставлен заказчику в 2013 г. К 2016 г. планируется ежегодно переоборудовать 37 лайнеров.
"Воздушные грузовики" A320/A321 смогут перевозить от 21 до 28 тонн груза по маршрутам протяженностью до 3700 км. По мнению участников проекта, самолеты A320/A321P2F станут единственным современным решением в сегменте рынка грузовых лайнеров небольшой вместимости, а также наилучшим выбором для обслуживания активно развивающегося рынка перевозок срочных грузов. Согласно предварительным оценкам оборот совместного предприятия AFC может составить до 200 млн. долларов в год при прогнозируемом рынке до 400 самолетов к 2026 г. Как ранее говорил президент НПК "Иркут" Олег Демченко, помимо доступа к современным европейским технологиям, проект по конвертации А320/А321 хорош тем, что дает России выход на небольшой, но стабильный рынок, который будет приносить ежегодную прибыль при рентабельности 20%. По словам Олега Демченко, это очень хороший показатель, поскольку по военным программам, например, рентабельность фактически отсутствует.
Надо отметить, что сотрудничество России с европейскими авиастроителями развивается не только в сфере "большой" авиации. В ходе авиасалона Farnborough-2008 корпорация "Оборонпром" и компания AgustaWestland подписали базовое соглашение по созданию совместного предприятия, основной задачей которого станет организация сборочного производства вертолета AW139 в России. Впервые о намерениях организовать сборку этих машин было объявлено на выставке HeliRussia-2008 в мае 2008 г.
Совместное предприятие будет создано участниками на паритетных началах. Проект по сборке AW139 предусматривает организацию производства "с нуля" на промышленной площадке, которая будет размещена в Московской области, в населенном пункте Панки. Вертолет AW139 - средняя двухдвигательная машина со взлетной массой 6400 кг. Он может перевозить до 15 пассажиров или использоваться в качестве VIP вертолета, а также в условиях работы на шельфах, при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в спасательных операциях, пожаротушении.
Вертолеты AW139, произведенные в России, будут прежде всего поставляться российским потребителям, экспортироваться в страны СНГ, а также в другие страны мира через международную сеть AgustaWestland. Как заявил на церемонии подписания глава AgustaWestland Джузеппе Орси, "создание сборочного производства AW139 в России позволит нам в более полном объеме удовлетворять постоянно растущий спрос на рынке на этот тип вертолета, а также усилить наше присутствие на рынках России и стран СНГ".
По словам генерального директора корпорации "Оборонпром" Андрея Реуса, "подписание данного соглашения означает укрепление позиций России в мировой системе авиационных кооперационных связей. В рамках этого взаимовыгодного сотрудничества российские вертолетостроители смогут получить доступ к новым техническим производственным решениям и высоким стандартам качества сервисного обслуживания вертолетов. Мы будем стремиться к расширению нашего взаимодействия, в том числе путем постепенной локализации производства в России".
Позже Андрей Реус заявил, что активные переговоры об организации сборочного производства ведутся и с компанией EUROCOPTER. Естественно, что с европейскими вертолетостроителями обсуждаются перспективы сборки в России машин иного, чем AW139, класса. Весьма востребованной и пока не заполненной техникой российского производства остается ниша машин взлетной массой 4,5 тонны. Возможно, что переговоры с EUROCOPTER ведутся именно в этом направлении.
Интерес зарубежных вертолетостроительных фирм к российской отрасли того же профиля объясняется тем, что ведущие производители не справляются с растущим спросом на свою продукцию. В такой ситуации очень важно разобраться, какие из предложений действительно выгодны российскому вертолетостроению, а какие, несмотря на свою кажущуюся сиюминутную выгодность, в дальнейшем способны нанести серьезный экономический вред.
Справедливости ради надо отметить, что спрос заметно превышает предложение и на российскую вертолетную технику. Для того чтобы укрепить наши позиции на этом рынке, холдинг "Вертолеты России" намерен не только наращивать выпуск готовых изделий, но и совершенствовать схемы послепродажного обслуживания вертолетной техники. Как уже не раз отмечалось, "Вертолеты России" переходят от продажи изделий к продаже их жизненного цикла. В рамках этой концепции на Farnborough ОАО "Вертолеты России" и индийская компания Vectra group подписали контракт о создании в Индии совместного предприятия по ремонту, обслуживанию и продаже вертолетов российского производства. СП предполагается организовать недалеко от Дели, чтобы было удобно обслуживать вертолеты, эксплуатирующиеся как на севере, так и на юге страны. Как отметил генеральный директор ОАО "Вертолеты России" Андрей Шибитов, главной целью СП является создание сервисного центра, который станет базой для развития новой системы поддержки парка гражданских вертолетов российского производства, эксплуатирующихся в Индии. По его словам, сейчас в Индии летают более 100 российских вертолетов, большая часть из которых относится к семейству Ми-8/17. "Надеюсь, что в ближайшее время будет заключен ряд контрактов, которые существенно увеличат парк машин в индийских ВВС, - заявил Андрей Шибитов. - Кроме того, ведется большая работа по продвижению на индийский рынок новых моделей холдинга - "Ансат", Ка-226Т и некоторых других". Илья КЕДРОВ, "Военно-промышленный курьер"
30 июля 2008 года
Источник: РОСПРОМ http://www.rosprom.org/