Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Идея космического лифта будоражит умы человечества уже многие годы, с момента, когда в 1895 году русский ученый Константин Циолковский первым сформулировал понятие и концепцию. Вдохновлённый недавно построенной Эйфелевой башней, он описал отдельно стоящее сооружение, уходящее от уровня земли до геостационарной орбиты. Возвышаясь на 36 тысяч километров над экватором и следуя в направлении вращения Земли, в конечной точке с орбитальным периодом ровно в один день эта конструкция сохранялась бы в фиксированном положении.
Более подробные предложения появлялись в середине и конце 20-го века, с момента старта космической гонки, и в то время, когда пилотируемые полёты на орбиту Земли становились все более и более обыденными событиями. Возлагались надежды, что космический лифт мог бы резко сократить затраты на выход на орбиту Земли, сделав революцию в доступе к околоземному космическому пространству, к Луне, Марсу и даже далее. Однако стартовые инвестиции и уровень необходимых технологий ясно давали понять, что такой проект нецелесообразен и отводили ему место в области научной фантастики.
В первые десятилетия 21-го века к концепции начали подходить более серьёзно, так как уже сейчас разработаны технологии по созданию материалов из углеродных нанотрубок. Эти протяжённые цилиндрические структуры диаметром от одного до нескольких десятков нанометров можно «сплетать» в нити неограниченной длины. Кроме того, этот материал обладает достаточно высокой прочностью и при этом низкой плотностью, необходимыми для создания кабеля космического лифта.
Ограничение в другом: пока углеродные нанотрубки производятся небольшими объёмами. Ни на один кабель «до неба» не хватит. В 2004 году рекордная длина одностенной нанотрубки составила всего 0,4 сантиметра, в 2006-м учёным удалось удлинить наноизделие до 7 миллиметров. В 2008 году учёным удалось сплести из нанотрубок «ковёр» длина которого доходила до 185 сантиметров, а ширина — 92 см. Однако с тех пор в этой отрасли не было каких-то новых прорывов. Эта технология весьма перспективна, но необходимы дальнейшие исследования, которые позволят усовершенствовать производственный процесс.
Между тем, учёные всего мира продолжают разрабатывать идею космического лифта. Так, японцы в начале 2012 года объявили о планах постройки космического лифта, в конце 2012-го о подобной затее сообщили и американцы. В 2013-м СМИ вспомнили о русских корнях «космического лифта» и заговорили о лифте на Луну. Так когда же подобные кажущиеся ныне сумасшедшими идеи станут реальностью?
Если опираться на принципы футурологии, использовать методы экстраполяции данных, предполагать, что общемировая динамика финансирования научной деятельности останется на прежнем уровне, учитывать политические, экономические и социальные составляющие, то можно довольно точно спрогнозировать научные открытия, примерное время создания опытного образца, внедрения технологий в массовое производство и начало использования обществом продукции на их основе. Так, например, уже более 40 лет работает закон Мура в электронике.
Футурологи подтверждают, опираясь на факты, научные работы и тенденции, что понадобится несколько десятилетий исследований для разработки новых процессов синтеза углеродных нанотрубок. Подобное открытие произойдёт ориентировочно в 2040-х годах и совершит революцию в области машиностроения и строительства. С возможностью «сплетать» миниатюрные нанотрубки в более длинные нити человечество получит материалы с высокой прочностью (в сотни раз прочнее стали и в десятки — кевлара). Кроме многих других сфер применения, станет доступной технология сооружения космического лифта. Представим, что требуемая прочность в 130 гигапаскалей достигнута, что тогда? Остаются проблемы проектирования. К примеру, нужно решить, как нейтрализовать опасные вибрации в кабеле, вызванные гравитационным притяжением от Луны и Солнца, наряду с давлением, возникающим из-за порывов солнечного ветра?
Основные правовые и финансовые трудности также должны быть преодолены. Требуются новые международные соглашения по безопасности полётов, авиационной безопасности и предоставления компенсации в случае несчастного случая или террористических инцидентов. Работа страхового механизма вызывает особую обеспокоенность, учитывая потенциал масштабов катастрофы, если что-то пойдёт не так. В промежуточный период будут построены меньшие по размеру экспериментальные сооружения, демонстрирующие основные концепции на более низких высотах. В конечном итоге это проложит дорогу к значительно более крупным конструкциям, нежели современные постройки начала 21 века.
В конце 2070-х, после 15 лет активного строительства, космический лифт, простирающийся от поверхности Земли до геостационарной орбиты, станет полностью работоспособным. Строительный процесс будет включать в себя размещение космических аппаратов в фиксированном положении на высоте 35786 километров над экватором, затем вниз будет отведён постепенно расширяющийся вниз к Земле трос. Он также будет проложен вверх от этой точки — на высоту более 47 тысяч километров, где объекты не будут подвергаться действию силы притяжения Земли. На внешнем конце троса будет расположен большой противовес, который позволит держать трос натянутым. «Опорной точкой» и местом наземной станции космического лифта, скорее всего, станут Французская Гвиана, Центральная Африка, Шри-Ланка или Индонезия.
Как и в большинстве видов транспорта и инфраструктуры конца 21-го века, космический лифт будет управляться системами и программами на базе искусственного интеллекта. Они будут постоянно комплексно следить за всеми частями конструкции и поддерживать её структуру, исправность и работоспособность. В случае необходимости на устранение проблем в кабельной сети или других компонентах лифта на всём протяжении от уровня земли до холодного вакуума космоса могут быть направлены роботы.
Космический лифт изменит космическую индустрию: люди и груз будут доставляться на орбиту со значительно более низкими затратами по сравнению с традиционными запусками ракет-носителей. Более 1000 тонн материала могут быть подняты в безвоздушное пространство с помощью лифта за один день, это больше чем вес Международной космической станции, для строительства которой потребовалось более десяти лет в начале века.
Такой подъём, конечно, занимает довольно много времени по сравнению с ракетами, но он происходит более плавно, без высоких перегрузок и без использованиявзрывчатых веществ. При выходе из атмосферы и достижения низкой околоземной орбиты, между 160 и 2000 километров, суда с грузом или пассажирами могут выйти на собственную орбиту вокруг Земли. Кроме того, они могут покинуть геосинхронную орбиту (надо будет лишь добавить скорости), чтобы уйти от притяжения Земли и продолжить путешествие дальше, в более удалённые места, например, к Луне или Марсу.
В последующие десятилетия дополнительные космические лифты станут функционировать за пределами Земли: на Луне, Марсе и, возможно, даже в других уголках Солнечной системы. С развитием технологий стоимость нанотрубок будет снижаться вместе с техническими рисками. Более того, строительство лифтов будет более удобным, благодаря низкой гравитации: 0,16 g на Луне и 0,38 g на Марсе.
Несмотря на то, что 2070е годы кажутся такими далёкими и недосягаемыми для многих, при существующих проблемах в науке, именно от нас с вами зависит, каким будет будущее и как быстро оно наступит.