Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
1 июля 2013 года атомный ледокол «Ямал» с участниками Высокоширотной морской экспедиции «Арктика-2013» и полярниками эвакуированной дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-40» (СП-40) на борту прибывает в Мурманск. После выполнения портовых формальностей 2 июля на базе ФГУП «Росатомфлот» состоится торжественная встреча полярников. На торжественную встречу приглашены Министр природных ресурсов и экологии С.Е. Донской, член Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации А.Н. Чилингаров, руководитель Росгидромета А.В. Фролов, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» С.В Кириенко, губернатор Мурманской области М.В. Ковтун.
Станция СП–40 была организована 1 октября 2012 года в ходе Высокоширотной морской экспедиции «Арктика–2012» с борта атомного ледокола «Россия» в Северном Ледовитом океане в точке с координатами 85,2? с.ш. 142,8? з.д. На дрейфующую льдину порядка трёх километров в поперечнике и толщиной более двух метров высадились 16 полярников во главе с начальником станции Н.И. Фомичевым, имеющим большой опыт экспедиционных работ в Арктике и Антарктике. Развёртыванию станции предшествовали продолжительные поиски приемлемой по своим характеристикам льдины. Поиски были затруднены рекордно малым количеством дрейфующего льда в Арктике – площадь ледяного покрова Северного Ледовитого океана в сентябре 2012 года была минимальной за весь период регулярных спутниковых наблюдений (с 1979 года).
Основной задачей организованной станции являлось продолжение мониторинга состояния природной среды в высоких широтах Арктического бассейна. Программа научных наблюдений носила комплексный характер и включала океанографические, метеорологические, аэрологические, ледовые наблюдения, исследования в области энергомассообмена в системе атмосфера – лед – океан, а также большой комплекс специальных наблюдений. На станции применялись самые современные измерительные приборы и технологии. Уже в ноябре 2012 года через льдину станции прошло несколько трещин, приведших к необходимости перемещения по льдине объектов станции. В условиях полярной ночи, постоянных подвижек ледяных полей, а часто и торошения в районе станции, при низких температурах и сильных ветрах коллектив полярников благодаря опыту и высокому профессионализму продолжал выполнять программы всех намеченных научных наблюдений и исследований.
В апреле 2013 года в ходе экспедиции ААНИИ «Север–013» с помощью вертолетов было успешно осуществлено весеннее снабжение и частичная ротация персонала станции. Это стало возможным благодаря созданию Экспедиционным центром Русского географического общества в районе географического Северного полюса ледовой базы «Барнео», которая была использована в качестве аэродрома базирования и заправки вертолетов. Расстояние от базы «Барнео» до СП–0 составило более 800 км, что было на пределе досягаемости станции с помощью вертолетов.
В середине мая, из-за продолжающихся аномальных ледовых процессов в Северном Ледовитом океане, базовая льдина была расколота на несколько фрагментов; на отдельных участках началось торошение. Лагерь оказался разделенным на несколько частей с открытыми разводьями между ними. Возникла реальная угроза возникновения чрезвычайной ситуации, которая могла привести к утрате оборудования и имущества станции, загрязнению вод и льда нефтепродуктами. Выполнение отдельных программ наблюдений стало невозможным. В этих условиях было принято решение о срочной эвакуации станции в ходе морской операции с привлечением атомного ледокола «Ямал». С этой целью была организована морская экспедиция «Арктика–2013», в
состав которой входили специалисты ААНИИ и курсанты Университета морского и водного транспорта им. С.О. Макарова. Возглавил экспедицию начальник Высокоширотной арктической экспедиции В.Т. Соколов. В высокоширотный рейс атомный ледокол «Ямал» повел многоопытный полярный капитан С.В. Румянцев, неоднократно участвовавший в операциях с дрейфующими станциями «Северный полюс». На борту ледокола находилась авиагруппа ЗАО «Авиалифт Владивосток» численностью в шесть человек с вертолетом Ка-32С, в задачи которой входили оперативное авиационное обеспечение высокоширотного рейса, выполнение ледовой разведки и транспортировка грузов.
Атомный ледокол, выйдя из Мурманска 1 июня, благодаря опыту экипажа судна и экспедиционного состава, а также рекомендациям по оптимальному маршруту плавания специалистов Ледового центра ААНИИ, в сложных ледовых и метеорологических условиях в кратчайший срок, уже 8 июня, достиг дрейфующей станции. 12 июня работы по погрузке имущества и экологической зачистке льдины были закончены.
За период работы СП–40 общий дрейф станции составил 1673 км, генеральный дрейф – 375 км в направлении 147 градусов. На станции произведено 1976 стандартных сроков метеорологических наблюдений, передано 988 синоптических телеграмм, выполнено 335 температурно-ветровых зондирований атмосферы и 8 зондирований атмосферы озоновыми зондами, 229 океанологических станций, 1423 км маршрутного промера глубин, осуществлены наблюдения за содержанием в прилёдном слое углекислого газа и метана, выполнен большой ряд других специальных наблюдений, а также произведена оценка качества приема спутниковых навигационных систем Navstar/ГЛОНАСС и их точностных характеристик.
На обратном пути, в соответствии с заданием, экспедиция «Арктика–013» произвела расконсервацию экспедиционной базы ААНИИ «Мыс Баранова». База расположена вблизи мыса Баранова на острове Большевик архипелага Северная Земля. На станцию высадилось 7 человек, в том числе три полярника с СП–0, а также выгружены ГСМ, продукты питания и другие материалы, снятые с дрейфующей станции.
Станция «Мыс Баранова» была основана в 1986 году как научно-исследовательская полевая стационарная база для выполнения долговременных многоцелевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в высокоширотной Арктике, но была закрыта более 20 лет назад из-за отсутствия финансирования. Высадившимся на базе полярникам предстоит в течение летних месяцев подготовить инфраструктуру базы к последующему использованию по прямому назначению в этом малоизученном районе Арктики.