Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

К юбилею Варандея

В 2008 году компания «ЛУКОЙЛ» реализовала проект строительства нефтяного отгрузочного терминала в поселке Варандей. К его проектированию на тендерной основе были привлечены наиболее квалифицированные и авторитетные российские и западные организации. Активное участие в разработке проекта принял и Крыловский государственный научный центр.

К пятилетию проекта об этапах его реализации рассказывает главный конструктор отделения управления системной интеграцией в области гражданского судостроения Крыловского государственного научного центра, главный конструктор - Юрий Могутин.

Тимано-Печорская нефтегазовая провинция - один из наиболее перспективных районов наращивания добычи нефти в России. Нефтяная компания ЛУКОЙЛ успешно решает проблему освоения этих ресурсов и при этом, стала мировым лидером в области развития морских арктических транспортно-технологических систем, организовав вывоз добываемой нефти морским путем.

Ещё в 1998 году по инициативе Мурманского морского пароходства и финансовой поддержке НК «ЛУКОЙЛ» на острове Варандей была введена в эксплуатацию временная экспериментальная система отгрузки нефти, проект морской части которой разработал Крыловский государственный научный центр. Система была установлена в 4,5 км от берега при глубине моря около 11 м и отгружала нефть в танкеры типа «Астрахань» дедвейтом 20 тыс.т. Расчетный объем перевозок нефти мог достигать 1,5 млн. т в год.

Потребность в наращивании объемов перевозок (до 12 млн тонн нефти в год) вызвала необходимость создания постоянно действующей высокотехнологичной транспортной системы круглогодичного морского вывоза нефти. Для выбора рациональной схемы перевозок на предварительных стадиях проекта Крыловским государственным научным центром по заданию НК «ЛУКОЙЛ» были рассмотрены различные её варианты отличающиеся маршрутами и способами транспортировки, местом расположения отгрузочного терминала и пр. Анализ вариантов показал предпочтительность перевозки нефти челночными танкерами и размещения отгрузочного терминала на острове Варандей.

Ключевым звеном системы явился стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП), установленный в 22 км от берега при глубине моря 17 м. СМЛОП обеспечивает надежную швартовку и загрузку крупнотоннажных челночных танкеров дедвейтом около 70 тыс. т.

Понимая исключительную сложность задачи создания этого сооружения, НК ЛУКОЙЛ привлекла к его проектированию на тендерной основе наиболее квалифицированные и авторитетные российские и западные организации. Среди них был и Крыловский государственный научный центр, который принял активное участие в разработке проекта СМЛОП, являясь партнером головного разработчика проекта Варандейского отгрузочного терминала - ПермНИПИнефть.

Выполненные комплексные расчётно-экпериментальные исследования и разработки позволили получить необходимые для проектирования СМЛОП данные по глобальным нагрузкам, выбрать рациональную форму корпуса, обеспечивающую с одной стороны минимальные нагрузки, а с другой – хорошие условия для швартовки и стоянки под погрузкой танкеров. В проектных проработках был сформирован архитектурно-конструктивный облик причала, конструкция его корпуса, основные проектные решения по системам, энергетике и электрооборудованию.

ФГУП «Крыловский государственный научный центр» — лидер в области судостроения — ведет свою историю с 1894 года. Центр обеспечивает проектирование и строительство кораблей, судов и морских сооружений на уровне мировых стандартов. Уникальная экспериментальная база и высокий уровень квалификации специалистов гарантируют высокое качество выполняемых работ.

Крыловский центр более 50 лет занимается различными аспектами проектирования технических средств для освоения шельфа России — нефтяных и газовых месторождений Баренцева, Карского, Охотского и Каспийского морей. Специализацией Института являются научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работы в области судостроения, включая океанотехнику и средства освоения шельфа. Как правило, большинство из них сопровождаются экспериментальными исследованиями в ледовом, мореходном и гидродинамическом бассейнах, аэродинамической трубе, а также испытаниями на прочностных стендах предприятия.

За последнее десятилетие Крыловский государственный научный центр участвовал в разработке практически всех крупных шельфовых проектов Российской Федерации («Сахалин-1», «Сахалин-2», Приразломное нефтяное месторождение, Штокмановское газоконденсатное месторождение, стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал «Варандей», месторождения Обской и Тазовских губ, российский сектор Каспийского моря), работая по заказам как отечественных, так и международных компаний-операторов и их дочерних предприятий.

Источник: сайт Крыловского ГНЦ