Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
14 мая 2013 года во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) прошло совещание по обеспечению материалами серийного производства перспективного двигателя ПД-14.
Со вступительным словом к его участникам обратился Генеральный директор ВИАМ, академик РАН Евгений Николаевич Каблов, который отметил, что «создание конкурентоспособного российского двигателя из отечественных материалов является одной из приоритетных задач развития двигателестроения, на решение которой выделены немалые средства из госбюджета». «При этом при реализации проекта ПД-14, головным разработчиком которого является ОАО «Авиадвигатель», впервые за последние годы применены передовые российские конструкционные материалы и сплавы, а также самые современные энергоэффективные, ресурсосберегающие технологии», – подчеркнул он.
Генеральный директор ВИАМ сообщил, что «в конструкции ПД-14 предусмотрено внедрение нового поколения конструкционных материалов российского производства, которые должны обеспечить надежность, конкурентоспособность и высокие эксплуатационные характеристики двигателя». В частности, речь идет о супержаропрочных монокристаллических никелевых сплавах (ВЖМ4, ВЖМ5) для рабочих и сопловых лопаток с высокоресурсными жаростойкими и комплексными теплозащитными покрытиями, высокопрочных сталях (ВКС170, ВКС10-Ш) и деформируемых никелевых и титановых сплавах нового поколения для валов, дисков и корпусов (ВЖ175, ВЖ172, ВТ8-1, ВТИ4 и др.), а также перспективных полимерных композиционных материалах нового поколения.
Далее с докладом на тему «Материалы перспективного двухконтурного турбореактивного двигателя» выступил Генеральный конструктор ОАО «Авиадвигатель» Александр Александрович Иноземцев. Он сообщил, что «двигатель ПД-14 создается в условиях жесткой конкуренции с двигателем PW1400G, который выбран для самолетов семейства МС-21 в качестве альтернативного корпорацией «Иркут».
В этой связи Александр Иноземцев отметил, что «для поддержания российской компетенции в области авиационного двигателестроения необходимо создание в ограниченные сроки реального коммерческого двигателя нового поколения, значительно превосходящего лучшие современные зарубежные и российские аналоги». По его словам, инновационность проекта ПД-14 заключается в том, что по сравнению с лучшими российскими ТРДД (SaM146, ПС-90А, ПС-90А2) и зарубежными аналогами (CFM56, V2500) при разработке ПД-14 сделан новый качественный скачок в основных параметрах. «Он обеспечивается применением комплекса передовых российских материалов и технологий», – заявил генконструктор.
При этом Александр Иноземцев подчеркнул, что «за последние 25 лет в нашей стране не создавалось продукта, подобного ПД-14 по уровню новизны технологий проектирования, изготовления и испытаний». «По расчетам разработчиков, характеристики нового двигателя должны превысить параметры существующих мировых аналогов на 12–18 процентов», – сообщил он. По мнению докладчика, количество выпускаемых двигателей нового семейства ТРДД в период с 2016 до 2035 гг. прогнозируется на уровне 1000 - 1900 штук. На основании прогноза выпуска двигателей руководителям Российских металлургических компаний представлена программа производства основных материалов и полуфабрикатов, план специальной квалификации отечественных материалов в соответствии со стандартами Западной Европы и США.
О состоянии и проблемных вопросах обеспечения новыми материалами перспективного авиационного двигателя ПД-14 рассказала заместитель Генерального директора ВИАМ, кандидат технических наук Ольга Геннадиевна Оспенникова. Одной из основных задач развития российской компетенции по производству двигателей для гражданской и военной авиации она считает «создание и внедрение интерметаллидных ?-титановых сплавов и технологий изготовления из них деталей».
«Двигатель ПД-14 – первый двигатель российского производства, в конструкции которого предусмотрено применение данных сплавов», – подчеркнула она и напомнила, что «ведущими зарубежными фирмами на данный момент уже освоено производство лопаток из интерметаллидных сплавов на основе титана методом фасонного литья». «Без применения этих сплавов не может быть решен вопрос создания конкурентоспособного отечественного двигателя» – отметила Ольга Оспенникова. «В настоящее время это самая актуальная проблема, требующая срочного решения для реализации проекта создания семейства двигателей ПД 14», – считает она.
При этом Ольга Оспенникова подчеркнула, что «внедрение новых интерметаллидных сплавов, имеющих низкую удельную плотность, и технологий изготовления из них деталей позволит существенно повысить весовую эффективность нового семейства двигателей за счет снижения веса лопаток ТНД практически в два раза».
С докладом «Сертификация производства авиационных материалов (полуфабрикатов)» выступил главный металлург ОАО «Авиадвигатель» - Александр Сергеевич Коряковцев, который рассказал об основных этапах работ по сертификации в АР МАК. Он отметил, что «сертификация производства материалов и полуфабрикатов является важнейшей составляющей сертификации двигателя в целом». «В настоящее время утверждены графики сертификации производств с основными производителями материалов и полуфабрикатов», – сообщил Александр Коряковцев.
Обсудив заслушанные доклады, участники совещания решили, что предприятия российского металлургического комплекса вкладывают большие средства в модернизацию производства и готовы к внедрению современных материалов и ресурсосберегающих технологий, разработанных ВИАМ, а также к осуществлению поставок материалов и полуфабрикатов самого высокого качества.
В совещании, помимо представителей ВИАМ, приняли участие специалисты ОАО «Оборонпром», ОАО «УК «ОДК», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «НПО «Сатурн», НИИД филиал ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», ОАО «Металлургический завод «Электросталь», ОАО «СМК», ОАО «Русполимет», ОАО «ВИЛС», ОАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА», ОАО «Уралкуз», ООО УК «Мечел-Сталь», ОАО «Ижсталь», ОАО «Ашинский металлургический завод», ОАО «КУМЗ», ОАО «Златоустовский металлургический завод», ОАО «Синарский трубный завод».