Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Первый в мире самолет на солнечных батареях, способный летать не только днем, но и ночью, несколько часов назад совершил успешное приземление в Фениксе, благополучно преодолев первый этап своего трансамериканского маршрута. Задача полета — показать возможности использования возобновляемых источников энергии, в том числе в авиации.
Самолет «Solar Impulse HB-SIA» триумфально начал тур «Через Америку» — он вылетел в 9 утра по восточному времени из аэропорта Moffett недалеко от Сан-Франциско в пятницу и приземлился в Фениксе (штат Аризона) в субботу около 3 часов ночи. За штурвалом самолета был Бертран Пиккар, один из основателей проекта «Solar Impulse», доктор психиатрии и воздухоплаватель, первым 14 лет назад совершивший безостановочный кругосветный перелет на воздушном шаре.
Впервые в истории пилотируемый самолет летит от Тихоокеанского побережья США к Атлантическому, используя только энергию солнца и совершая часть пути в темное время суток.
«Solar Impulse» весит всего 1600 кг. Именно поэтому он не может подниматься выше плотных слоев облаков — его конструкция не предназначена для возникающих при этом нагрузок на крылья. Размах крыльев составляет 63,4 метра — почти такой же, как у «Боинга-747». На них установлено 10748 солнечных панелей, еще 880 панелей стоят на горизонтальных стабилизаторах планера. Накапливаемая энергия хранится в аккумуляторах, составляющих четверть веса «Солнечного импульса». Самолет развивает крейсерскую скорость 70 км/час. Скорость взлета — 44 км/час. Максимальная высота полета — 8,5 км. Управляет самолетом один пилот.
В 2012 «Solar Impulse» уже совершил несколько полетов в Европе на небольшие расстояния, в основном над солнечной Испанией и Марокко. Проект «Через Америку» предполагает перелеты по маршруту: Moffett (Mountain View, Калифорния) — Феникс (Аризона) — Даллас (Техас) — Сент-Луис (Миссури) — Вашингтон — Нью-Йорк. При этом впервые часть каждого этапа перелета между Калифорнией и Вашингтоном будет совершаться в темное время суток на накопленной за день в аккумуляторах самолета энергии. Между этапами заложено в среднем по 10 дней отдыха на агитационные мероприятия по использованию возобновляемых источников энергии. С учетом этого авиатурне «Solar Impulse» завершится в Нью-Йорке только в начале июля.
Из-за облаков первая часть перелета прошла на средней высоте 6 400 метров.
В ходе полета экспериментально отрабатываются технологии накопления и использования энергии, а также проверяется энергоэффективность различных режимов полета. Основатели Solar Impulse планируют в ближайшие 1,5 года достроить еще один самолет на солнечной энергии, который сможет нести уже двух пилотов и более просторную кабину. В 2015 году Бертран Пиккар и его партнер по Solar Impulse Андре Боршберг (в прошлом летчик-истребитель) собираются совершить на этом новом самолете кругосветный перелет за 20 дней.
«То, что мы делаем, открывает новую веху в захватывающей истории авиации и демонстрирует людям всего мира, политикам и СМИ, что на основе возобновляемых чистых источников энергии мы можем достигнуть еще вчера казалось бы невозможных вещей», — заявил Пиккар, принимая поздравления после посадки в Фениксе.