Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

Борьба с метеоритами выходит на высший уровень

Земле нужна система обнаружения опасных объектов — это главный вывод мониторинга, сделанного по заказу Дмитрия Рогозина. Сколько будет стоить? Уже выяснили. Суммы потребуются запредельные.

Правда, никто пока точно не понимает, на что именно, отмечает ответственный редактор «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин: «Это стоит бешеных денег, более 28 млрд долларов. Астрономы уже озвучили. Но убежденности в том, что они могут создать такую систему, которая надежно прикроет территорию страны — нет. Могут просто „распилить“ эти деньги, и в итоге ничего не получится. Потому, что предсказать — когда, в каком месте и в какое время прилетит комета или астероид — на сегодняшний день не возьмется никто. Конечно, что-то должно сделать государство, но что — пока еще не знает никто.

Рогозин сделал запись в своем микроблоге в Twitter: «Систему обнаружения все равно придется создавать». Значит, деньги точно выделят. Система оповещения потребует массу техники — от радаров и спутниковых тарелок до лазерных навигационных систем. Что касается оценки ущерба и компенсаций, то специалисты советуют, скопировать западный опыт.

Это будет стоить дешевле, считает вице-президент Российского общества оценщиков, Евгений Нейман: «Как делают, например, коллеги на Западе: что-то произошло, проводят все оценочные мероприятия, проверяют, сколько потратил, а потом возвращаются деньги, если речь идет о бюджетных деньгах. Дальше, есть еще и возмещение, если кто-то был застрахован. Есть же разные источники возмещения этого ущерба. Это же такая экстраординарная чрезвычайная ситуация».

Что может и что должно делать государство при метеоритных атаках? Секретарь Совбеза Николай Патрушев говорит о разработке системы противоастероидной защиты, как о деле решенном. Но эксперты констатируют, мы бежим впереди паровоза.

Пока нет никаких технических возможностей бороться с форс-мажорами вроде челябинского. Во-первых, это задача для всех мировых держав. Если даже представить, что они найдут общий язык, задачу нельзя решить технически. Современные системы слежения обнаружат даже неуправляемые баллистические ракеты, которые движутся по параболам. Но траектория метеорита неподвластна ни прогнозу, ни, естественно, слежению.

Вот, что рассказал Business FM главный научный сотрудник Института мировой экономики Владимир Дворкин: «От момента обнаружения, если бы можно было это обнаружить, я подчеркиваю, если было бы можно, до момента падения прошло бы так мало времени, что никакого оповещения и предупреждения не было бы. Никакие системы ПВО, а у нас реально действующая только система ПВО — не способна достаточно надежно обнаружить, и тем более поразить такие „болиды“. Системы ПРО у нас нет, но и она бы даже, как та же американская система типа „Иджисов“, не смогла бы отразить атаку такого „болида“.

Ущерб от падения метеорита только в Челябинской области превысил миллиард рублей. На федеральные программы борьбы с новой угрозой потребуется в восемьсот раз больше.

Между тем, В Челябинске восстановили более половины зданий, пострадавших от метеоритного дождя. Основные повреждение — это выбитые стекла.

Только за последние сутки застеклили более полутысячи домов. К восстановительным работам привлекли 24 тысячи человек, в том числе и волонтеров. А в Роспотребнадзоре сообщают, что вода в озере Чебаркуль, куда предположительно упал метеорит, соответствует всем показателям. Накануне на дно водоема спустились водолазы, но обломков метеорита не нашли.

Источник: BFM.ru