Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

Большие города нагревают воздух на тысячи километров вокруг

Посмотрите на любой большой город морозным днём: сотни тысяч автомобильных двигателей, трубы заводов и электростанций, бесчисленное количество отопительных и вентиляционных систем в домах. Все эти антропогенные процессы приводят к выбросу в атмосферу большого количества тепла. Жителям Москвы и других мегаполисов России известно, что зимой в городе немного теплее, чем за его пределами.

Американские исследователи из Института океанографии Скриппса, работающие под руководством Гуана Чжана (Guang Zhang), определили, какие факторы влияют на так называемый "эффект теплового острова" (urban heat island).

Учёные рассчитали, что в городских районах северного полушария Земли температура поднимается в среднем на один градус Цельсия, а также выяснили, что воздействие крупного промышленного центра может распространяться гораздо дальше, чем полагали ранее.

"Мы показали, как использование энергии в нескольких городах с помощью атмосферной циркуляции может нагревать воздух на тысячи километров вокруг", — сказал Чжан в пресс-релизе института.

Учёные рассчитали, что из общемирового потребления энергии, которое в 2006 году составило 16 тераваттов, 6,7 тераватта взяли на себя 86 городских районов в северном полушарии. Выпуск тепла, которым сопровождается сжигание природного топлива, выглядит незначительным по сравнению с естественным нагревом атмосферы за счёт солнца. Но основная деятельность человека сосредоточена в крупных городах, многие из которых лежат в областях крупных атмосферных течений.

Именно это обстоятельство является ключевым в распространении антропогенного тепла на большие расстояния. Город не только нагревает себя и близлежащие районы, но и воздушные потоки, которые в отдельных регионах распространяют тепло более чем на две тысячи километров. При этом в общемировом масштабе увеличение температуры за счёт промышленности и автомобильных двигателей в зимний период не превышает 0,1 градуса Цельсия.

Исследование помогает объяснить небольшое несоответствие между фактическим потеплением, которое наблюдается на протяжении последних 50 лет, и компьютерными климатическими моделями.Если в будущем этот эффект будет учтён при построении моделей и создании соответствующих компьютерных программ, удастся избежать их расхождения с реальными наблюдениями.

Источник: Вести.ру