Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Технология производства чрезвычайно тонких и длинных проводящих тросов еще на шаг приблизила создание электрического солнечного паруса ESAIL. Как правило, разработка солнечных парусов ориентирована на использование эффекта давления солнечного света. Электрический солнечный парус ESAIL, разработанный доктором Пеккой Янхуненом (Pekka Janhunen) из Финского метеорологического института, рассчитан на преобразование импульса не фотонов, а ионизированных частиц, образующих солнечный ветер. ESAIL состоит из множества тонких (25-50 мкм) заряженных проводников, при попадании в электромагнитном поле которых ионизированные частицы замедляются (вплоть до изменения направления движения на противоположное) и передают свой импульс космическому аппарату. Для поддержания заряда проводников на постоянном уровне используется электронная пушка с источником высокого напряжения.
Проводники полномасштабного паруса, возможно, будут иметь длину до 20 км. Каждый проводник должен представлять собой трос, состоящий из нескольких тонких проводов, соединяющихся между собой примерно через сантиметр, чтобы микрометеориты, несущиеся через космическое пространство, не могли причинить проводнику значительных повреждений. Разрыв отдельных нитей троса не приведет к потере тяги.
До настоящего момента считалось, что изготовить и скрепить вместе такие тонкие провода невозможно. Когда четыре года назад Исследовательская лаборатория электроники в Университете г. Хельсинки приступила к исследованию проблемы, эксперты в области ультразвуковой сварки сходились на том, что на данном этапе развития технологий задача неразрешима. Однако сейчас исследователям удалось разработать и построить аппарат, который с помощью ультразвуковой сварки производит за час около трех метров троса, пригодного для ESAIL.
В течение 2013 года тяга, создаваемая заряженными проводниками при взаимодействии с солнечным ветром, будет измерена в космическом пространстве.
Источник: "Популярная механика" по пресс-релизу Helsingin yliopisto.