Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

Посейдонова рать

АПЛ с баллистическими...

 

Проектирование атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения - одно из главных направлений деятельности ЦКБ МТ «Рубин». Программа создания около 100 стратегических подводных крейсеров реализована широкой кооперацией отечественных предприятий при головной роли, идеологическом и техническом руководстве коллектива ученых и конструкторов предприятия за период с 1956 года по настоящее время.

 

Последовательная смена модификаций ракетоносцев была обусловлена в основном созданием новых комплексов ракетного вооружения, в которых обеспечивалось неуклонное совершенствование их основных тактико-технических характеристик (дальность полета ракеты, боевое оснащение, заданная точность стрельбы, наличие средств преодоления противоракетной обороны, их комплектация и др.).

 

Первое поколение атомных подводных ракетоносцев - проект 658 («Hotel») - построено по проекту предприятия в 1960 - 1964 годах. В составе второго поколения на предприятии спроектированы атомные ракетоносцы проектов 667А («Yankee»), 667Б («Delta I»), 667БД («Delta II»), 667БДР («Delta III»), 667БДРМ («Delta IV»).

 

Опираясь на предшествующий опыт, коллектив предприятия совместно с другими организациями промышленности решил и сложнейшую проблему - создание морской стратегической системы «Тайфун», в основе которой - тяжелый атомный подводный крейсер третьего поколения проекта 941 («Typhoon») с твердотопливными баллистическими ракетами с разделяющимися боеголовками.

 

Размещение большого числа крупногабаритных ракет, ограничения по длине ракетоносца и его осадке, обусловленные требованиями эксплуатации, привели к необходимости создания подводной лодки необычной конструкции с большим запасом плавучести. Такое архитектурное исполнение позволило одновременно достичь уникальных показателей по надежности, живучести, маневренности и обитаемости.

 

При строительстве этих кораблей по инициативе ЦКБ МТ «Рубин» и ПО «Северное машиностроительное предприятие» (г. Северодвинск) были внедрены такие технологические новшества, как агрегатно-модульный метод строительства, создание сборочных единиц различного уровня и др., получившие впоследствии широкое распространение в кораблестроении.

 

За более чем 40 лет строительства атомных подводных ракетоносцев трех поколений был достигнут значительный прогресс в их техническом уровне и эффективности. Значительно улучшены условия несения боевой службы и обитаемость путем внедрения дистанционного, автоматизированного управления кораблем и его оборудованием, а также увеличением площадей жилых и служебных помещений на одного члена экипажа.

 

В честь 300-летия Российского флота 2 ноября 1996 года по разработанному предприятием проекту кораблестроителями ПО «Северное машиностроительное предприятие» была произведена торжественная закладка головного атомного подводного крейсера стратегического назначения четвертого поколения «Юрий Долгорукий» - основы морских Стратегических ядерных сил России ХХI века.

 

...и крылатыми ракетами

 

Важным направлением в работах ЦКБ МТ «Рубин» является создание атомных подводных крейсеров с крылатыми ракетами. Предприятие разработало проект первой в мире атомной подводной лодки с крылатыми ракетами - проект 659 («Echo I»), а затем проект 675 («Echo II») и ряд их модификаций. Эти АПЛ первого поколения предназначались для решения задачи нанесения ракетных ударов по сильно защищенным морским целям.

 

В 1980-е годы по проекту ЦКБ МТ были построены атомные подводные лодки третьего поколения по проектам 949 («Oscar I») и 949А («Oscar II»), вооруженные противокорабельными крылатыми ракетами. Головная подводная лодка проекта 949, построенная на ПО «Севмашпредприятие», вошла в состав ВМФ в 1980 году. Эти подлодки характеризуются высокой скоростью подводного хода, прекрасной маневренностью, легкой управляемостью, значительной глубиной погружения и малошумностью. Возможность залпа полным боекомплектом ракет и система космического целеуказания обеспечивают избирательность и точность поражения морских целей крылатыми ракетами.

 

Обитаемость корабля, обеспеченная созданием внутри подводной лодки оптимальных для жизнедеятельности личного состава научно обоснованных параметров микроклимата (газового состава, влажности, температуры и др.), медицинского обслуживания, питания и отдыха позволяет осуществлять длительные автономные плавания в Мировом океане.

 

Подводные лодки проектов 949, 949А - самые эффективные среди атомных многоцелевых кораблей Военно-морского флота - не имеют аналогов в мировом военном подводном кораблестроении. Воплощенные в них передовые идеи ученых и конструкторов полностью подтвердились при эксплуатации этих кораблей.

 

Подводный «спецназ»

 

Серийной постройке атомных подводных лодок каждого поколения, являющихся сложнейшими и дорогостоящими объектами военно-морской техники, как правило, предшествует опережающая отработка отдельных, наиболее перспективных образцов оружия и радиоэлектронного вооружения на опытных подводных лодках. В этих целях ЦКБ МТ «Рубин» разработаны проекты переоборудования подводных лодок проекта 667А («Yankee») в лодки специального назначения для испытания сложнейших радиоэлектронных комплексов, а также для исследований Мирового океана.

 

В середине 1980-х годов головным разработчиком гидроакустических комплексов (ГАК) для субмарин четвертого поколения был поставлен вопрос о необходимости морской отработки этого комплекса на экспериментальной подводной лодке. Для этих целей была выделена ПЛ проекта 667А. В 1985 г. предприятием был разработан технический проект переоборудования. В последующем по предложению предприятия с целью сокращения финансовых затрат и сроков переоборудования было решено переоборудовать по проекту подводную лодку проекта 667АК после завершения на ней программы испытаний. Объем работ здесь был существенно больше, чем по проекту 667АК, что было связано не только со значительным увеличением габаритов антенных устройств и объема аппаратуры, но и с гораздо более жесткими требованиями, предъявляемыми комплексом к уровням помех, электропитанию и охлаждению. Все эти обстоятельства потребовали привлечения к работам ПО «Севмашпредприятие», которым были изготовлены все корпусные конструкции по новому носовому блоку корабля.

 

ПЛ была поставлена на переоборудование на ПО «Север» в 1990 г. В процессе работ были решены многие принципиально новые технические и технологические вопросы, имеющие важное значение как для создания экспериментальной субмарины, так и для постройки серийных кораблей нового поколения. К их числу относятся создание уникальной конструкции носовой оконечности с размещением в ней основных антенн ГАК для обеспечения наименьшего уровня акустических и электрических помех. Также была отработана технология прокладки волоконно-оптических кабелей и их герметизации при проходе через прочные конструкции, создана разветвленная система водяного охлаждения аппаратуры с возможностью регулировки расхода воды каждым прибором и др.

 

Приемный акт был утвержден командующим Северным флотом в ноябре 1996 г., этой подводной лодке присвоено имя «Казань».

 

Подводная лодка проекта 667А была переоборудована по проекту 667АН в большую АПЛ для научно-исследовательских работ по изучению Мирового океана, физических полей Земли и морского дна в интересах ВМФ и народного хозяйства. Этой подводной лодке присвоено имя «Оренбург».

 

Помимо этих проектов на предприятии были выполнены многочисленные проработки и эскизные проекты создания на базе выводимых из состава морских стратегических ядерных сил ракетоносцев проекта 667А следующих типов специальных подводных лодок: минного заградителя, спасательной ПЛ, подводной лодки управления.

 

Атом - не панацея

 

Особое место в проектных работах предприятия занимают дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ), которые гармонично вписываются в систему подводных сил государства. Расскажем о некоторых из них.

 

Гордость предприятия - дизель-электрические подводные лодки проекта 877. Они стали большим шагом вперед по созданию ПЛ третьего поколения: с полным электродвижением, совершенной с точки зрения гидродинамики архитектурой корпуса, высокими мореходными качествами, новейшей гидроакустикой и оружием, разумной степенью автоматизации. Наивысшие показатели малошумности подводной лодки проекта 877 позволили специалистам на Западе дать ей специфическую характеристику из-за сложности обнаружения гидроакустическими средствами - «Черная дыра в океане».

 

Дальние автономные походы в Индийский и Тихий океаны подтвердили надежность субмарин проекта 877 и великолепные условия обитаемости для ее личного состава. ПЛ этого проекта имеет достаточный запас на модернизацию, что позволяет интегрировать в нее новое оборудование, радиоэлектронное вооружение и оружие, включая ракетное, поэтому эти подлодки еще послужат России.

 

Неатомные ПЛ проекта 677 относятся к четвертому поколению и по своим техническим характеристикам и по совокупности качеств не имеют аналогов в мире. В ходе создания головной подводной лодки проекта 677 «Санкт-Петербург» российской наукой и промышленностью было выполнено более 130 крупных НИОКРов, что позволило создать образцы современного оборудования. В результате была создана новая кооперация науки и промышленности России, обеспечивающая создание подводных лодок нового поколения (см. материал «Субмарина нового века»).

 

И в заключение нельзя не сказать о том, что в активе ЦКБ МТ «Рубин» - ряд успешных экспортных разработок. К ним относятся дизель-электрические ПЛ проектов 877Э и 877ЭКМ с ракетным комплексом «Club-S», а также ДЭПЛ проекта 636.

 

На основании многолетнего опыта эксплуатации Военно-морским флотом России и флотами других государств в различных районах Мирового океана ДЭПЛ проектов 613 («Whiskey»), 641 («Foxtrot»), 641Б («Tango»), класса «Kilo» ЦКБ МТ «Рубин» разработаны проекты неатомных ПЛ четвертого поколения класса «Амур» («Амур 1650» и «Амур 950»). Их принципиальная особенность - способность наносить залповые ракетные удары по различным целям. Уровень акустического поля подводных лодок этого класса в несколько раз ниже, чем у ПЛ класса «Kilo», которые на сегодняшний день считаются самыми малошумными в мире.

 

Источник: Красная звезда

[ 20.03.2006 ]