Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Разработан концептуальный проект бурового судна

ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова» разработал концептуальный проект бурового судна (БС) для арктического шельфа России с повышенной автономностью, надежностью и безопасностью при эксплуатации в тяжелых ледовых гидрометеорологических условиях.

Ледовый класс судна – ARС-6. Ледовые усиления позволяют судну выполнять работы в морях северного и арктического шельфа при толщине разреженного льда от 1 до 1,5 метров. Самостоятельное плавание во льдах допустимо при толщине льда до 1 метра.

Проект судна отвечает всем требованиям по остойчивости и непотопляемости. Более того, судно спроектировано таким образом, что способно выполнять работы: по бурению при шторме – до 7 баллов, по постановке на точку – при шторме до 8 баллов; может работать в режиме выживания при шторме – до 9 баллов.

Буровое судно, предназначенное для поисково-разведочного бурения, оснащается техническими средствами обследования морского дна в соответствии с требованиями минимальной достаточности, технической и коммерческой целесообразности, поэтому основное внимание судна уделяется обеспечению контроля точки бурения.

В корпусе судна предусмотрен вырез диаметром 17 метров, в котором расположен поворотный механизм (турель). Турель удерживается якорями. Судно имеет возможность поворачиваться вокруг турели. Это позволяет судну удерживаться на месте и поворачиваться на более безопасные курсовые углы без остановки процесса буровых работ.

Минимальная достаточность технических средств БС для обследования морского дна обеспечивается использованием телеуправляемого подводного аппарата.

Аварийно-спасательный комплекс судна кроме средств, предусмотренных правилами по оборудованию Российского Морского Регистра и требованиями международных конвенций, имеет носовые и кормовые спасательные спуски, которые позволяют экипажу в случае аварии безопасно спуститься в спасательных средствах на воду и лед.

На судне предусмотрен прием и базирование вертолетов типа Ми-8, Ка-32 и вертолетов иностранного производства.

Разработан концептуальный проект бурового судна

В рамках разработки концептуального проекта бурового судна были подготовлены технические предложения по следующим аспектам:

размещению и эксплуатации бурового технологического комплекса;

выбору основного бурового оборудования;

постановке БС на систему якорно-швартовых связей в ледовых условиях;

полной винтеризации(*) бурового оборудования и подвышечного пространства;

турельной системе позиционирования судна и расположения буровой вышки над шахтой турели;

системе аварийного спасения персонала и экипажа при взрыве и пожаре;

использованию и размещению на БС энергетического и движительно-рулевого комплекса;

выбору и размещению на борту судна специализированного средства для инструментального и визуального обследования морского дна;

обеспечению заданного ледового класса судна;

оценке проекта БС на соответствие экологическим требованиям при эксплуатации.

Ледовые и мореходные качества судна подтверждены модельными испытаниями. Подобранный состав и компоновка энергетического и движительно-рулевого комплекса БС обеспечивает достаточную управляемость на переходах и достаточные маневренные качества с участием всех колонок при динамическом позиционировании, в том числе, в ледовых условиях.

Разработан концептуальный проект бурового судна

Полученные результаты исследований могут быть использованы в проектах отечественных буровых судов, способных работать в суровых климатических условиях Арктики на перспективных участках освоения шельфа России.

Работа выполнена по заказу Минпромторга России в рамках ФЦП «Развитие гражданской морской техники» на 2009 – 2016 гг.

(*) Винтеризация – комплекс мероприятий, позволяющий сохранять работоспособность оборудования судна при низких температурах воздуха. Для работы при температуре минус 40 градусов на буровом судне предусмотрен защитный металлический кожух и система обогрева, обеспечивающие безопасную и эффективную работу экипажа и оборудования над подвышечным пространством и буровой вышкой.

Александр Бутенин, пресс-секретарь ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова»