Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Российское Классификационное Общество (РКО) выдало Акт классификации и освидетельствования на первое отечественное пассажирское судно на водороде «Экобалт» проекта 00393 после успешного завершения государственных приемочных испытаний энергоустановки на водородных топливных элементах в составе судна комиссией Минпромторга России. Этот документ фактически открывает зеленый свет на строительство и эксплуатацию прогулочных судов такого класса на водоемах Российской Федерации.
В сентябре «Экобалт» был представлен на международной выставке «НЕВА 2025» в Санкт-Петербурге и вызвал заметный интерес к проекту со стороны ее многочисленных участников и гостей, после чего судно продолжило заводские ходовые испытания в строгом соответствии с программой, согласованной Верхне-Волжским филиалом РКО, на акватории р. Волги АО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» в Зеленодольске. Программа, по словам начальника – главного конструктора ЦКБ «Балтсудопроект» ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Андрея Обухова, включала весь комплекс испытаний механизмов, систем обеспечения работоспособности инновационной энергетической установки на водородных топливных элементах, систем безопасности, пожаротушения и обитаемости, навигации и связи, систем преобразования энергии и электродвижения.
Особое внимание при этом, подчеркнул он, было уделено таким отдельным испытаниям как пополнение запасов сжатого водородного топлива от «развернутой» на территории завода водородной заправочной станции.
В процессе испытаний была отмечена точная работа системы контроля функционирования каждого топливного элемента и управления энергоустановкой в целом (созданной филиалом Крыловского научного центра ЦНИИ СЭТ и ООО «Компания «ВИД») с автоматическим перераспределением электронагрузки от батареи топливных элементов к блоку накопителей энергии и обратно в зависимости от ходовых режимов. При эксплуатации, обращает внимание Андрей Обухов, это может значительно увеличить автономность хода на одной заправке системы хранения водорода на судне.
Успешная реализация проекта 00393, ставшая итогом напряженной и сложной работы всех его участников, открывает дорогу дальнейшему развитию в нашей стране водородных технологий, в том числе для отечественного судостроения.