Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

Деятельность в Арктике должна строиться на принципах «синей экономики»

Представители власти, науки и бизнеса объединились, чтобы обсудить возможности для внедрения принципов «синей экономики» в инфраструктурные инициативы, связанные с освоением Арктики и водных ресурсов России, в ходе семинара «Возможности «синей экономики» для развития морских и арктических проектов». Организаторами мероприятия выступил Арктический и антарктический научно-исследовательский институт совместно с компанией Kept и Русским географическим обществом.

Набирающая силу синергия между проблемами охраны окружающей среды, технологического переоснащения, решения вопросов изменения климата и утраты биоразнообразия является одним из наиболее актуальных вопросов сегодняшнего дня. Наибольшую взаимозависимость эти направления проявляют при ведении деятельности на морских акваториях и водных объектах.

Концепция «синей экономики», основанная на устойчивом использовании ресурсов Мирового океана, включает три ключевых принципа: защиту и сохранение водных ресурсов, природоохранный менеджмент и внедрение решений для адаптации к климатическим изменениям. Развитие этой концепции подчеркивает первостепенную роль океанов и морей в глобальной экономике, открывая новые возможности для экологически ответственного развития.

«Это уникальная возможность обсудить комплекс проблем с участием органов исполнительной власти, науки и бизнеса, на который ложатся основные риски, связанные с изменением климата и водными ресурсами, а также финансовыми организациями, обеспечивающими управление этими рисками», – отметил во вступительной речи партнер группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Владимир Лукин.

Среди всех природных зон России проблематика «синей экономики» в наибольшей степени актуальна для Арктики, поскольку именно здесь находятся основные водные ресурсы. Крупнейший инфраструктурный проект, реализуемый в водной среде и захватывающий самое протяженное пространство морской прибрежной зоны, — это Северный морской путь. Он опирается на отрасли, относящиеся к секторам «синей экономики», это и судоходство, и деятельность портов.

Ежегодно в Арктике увеличивается объем морских грузоперевозок. По итогам 2024 года, в частности, он составил почти 38 млн тонн, что на 1,6 миллиона тонн больше, чем годом ранее. Активно расширяется портовая инфраструктура, растут объёмы и география дноуглубительных работ. Но развитие Северного морского пути – это не только экономический рост, но мощный рост экологических рисков. В такой ситуации особую роль приобретает слежение за экологическим состоянием в акватории Северного морского пути.

На семинаре обсудили актуальные направления развития водного и морского законодательства, учет природных рисков финансовыми организациями, а также эффективные инструменты управления водными ресурсами как на уровне отдельных компаний, так и на федеральном уровне.

Для осуществления полноценного государственного экологического мониторинга имеющейся в Арктике наблюдательной системы недостаточно, отметил в ходе дискуссии директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

«Наблюдательная сеть Росгидромета в Арктике в основном береговая. Возможностей для наблюдений на акватории не так много. Попутных исследований с судов недостаточно, а морские научные экспедиции проводятся нерегулярно и имеют другие приоритетные задачи. Но контроль экологического благополучия арктических морей должен осуществляться долгосрочно, регулярно и системно. Важно создать единую методическую базу и качественную наблюдательную сеть. Мы должны мерить одно и тоже, в одних и тех же местах, в одно и тоже время. Важно, чтоб реализация этого стратегически значимого для страны проекта осуществлялась под государственным контролем», - подчеркнул Александр Макаров.

Он пригласил экспертное сообщество детально обсудить вопрос создания государственной системы экологического мониторинга в акватории СМП в ходе Международной конференции POLAR, которая состоится 21 мая 2025 года на площадке Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге.

В развитие этой темы заместитель директора группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Светлана Шейнфельд поделилась решениями по «синей экономике» для морского транспорта в условиях глобальных климатических перестроек, а также отметила, что «климатический кризис – это в первую очередь кризис воды. Поэтому, если сначала «синяя экономика» рассматривалась в применении к морским, логистическим, рыболовным отраслям экономики, то сейчас в России и мире распространяют ее и на пресноводные объекты».

Также на семинаре выступил заместитель директора группы операционных рисков и устойчивого развития Kept Александр Винокуров с докладом «Водный след: эффективный инструмент управления водными ресурсами на уровне организаций». В докладе были освещены аспекты оценки водного следа и показаны практики раскрытия российскими и зарубежными компаниями информации об эффективности водного менеджмента. «Водный след – комплексный показатель, который может выступать в качестве оценки воздействия организации на водные ресурсы, а также метрикой результативности мероприятий по адаптации к кризису водных ресурсов», - отметил Александр Винокуров.