Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

«Михаил Сомов» держит связь

29 июля 2012 научно-экспедиционное судно "Михаил Сомов" Северного УГМС Росгидромета вышло из порта Архангельска в арктический рейс, одной из задач которого является экспериментальное применение технологии широкополосной спутниковой связи в Ku-диапазоне стандарта VSAT.

Традиционно для связи на морских судах используются системы подвижной спутниковой связи Inmarsat и Iridium, которые требуют значительных расходов на оплату передаваемого трафика: стоимость передачи 1 Мбайта составляет более $15.

В Арктике безопасность и эффективность морских операций в первую очередь связана со своевременным получением информации о ледовой обстановке. Новые компьютерные технологии прогнозирования состояния ледового покрова с использованием спутниковой информации высокого разрешения, представление информации в форматах современных навигационных комплексов, требуют использования более скоростных каналов

связи для передачи значительного объема данных.

В последние годы за рубежом и России активно развивается технология широкополосной спутниковой связи в Ku-диапазоне стандарта VSAT на морских и речных судах с использованием стабилизированных антенных систем.

Однако в высоких широтах характеристики каналов связи в Ku-диапазоне не удовлетворяют требованиям технического регламента, разработанного с учетом того, что спутник над горизонтом виден под углом не менее 5°. Существуют различные мнения о том, до какой широты можно использовать станции спутниковой связи Ku-диапазона, еслисогласиться с возможными перерывами связи. При этом совокупные затраты, включая стоимость оборудования и его ввода в эксплуатацию, и текущие расходы на оплату трафика могут сократиться в несколько раз по сравнению со станциями С-диапазона.

В такой ситуация для экспедиции ААНИИ в Карском море на борту НЭС «Михаил Сомов» Северного УГМС, впервые в практике экспедиционных работ, вместо традиционных спутниковых систем связи «Iridium Open Port» или «Inmarsat-Fleet77» была рассмотрена возможность использовать морскую станцию VSAT.

С учетом маршрута движения НЭС «Михаил Сомов» по трассе Северного морского пути до о.Врангеля были направлены предложения ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) и фирме-поставщику оборудования VSAT «Визком» по проведению экспериментов, которые позволят уточнить зону покрытия спутниковой группировкой ГПКС акватории арктических морей, оценить возможность практического использования технологий, связанных со значительным трафиком в реальном времени и стоимости услуг связи.

В случае успешного решения этой задачи, принципиально новые возможности фиксированной спутниковой связи в Ku-диапазоне и в будущем в Ка-диапазоне позволят приступить к скорейшему внедрению инновационных технологий гидрометеорологического и ледового обслуживания морских операций на трассе Северного морского пути и в районах освоения шельфовых месторождений в Арктике.

В рамках совместного проекта компания "Визком" предоставила во временное пользование морскую VSAT-станцию, а ГПКС организовало доступ к сети VSAT на базе оборудования iDirect.

На НЭС «Михаил Сомов» специалистами ГПКС и «Визком» завершен монтаж станции VSAT с диаметром зеркала антенны 1.2 м, необходимого сетевого и телекоммуникационного оборудования. Станция VSAT обеспечивает организацию спутникового канала связи в Ku-диапазоне через космические аппараты ГПКС. Скорость подключения составит более 2 Мбит/с. К терминалу VSAT также подключены две Web-камеры и система навигации. Каждые десять минут с них на сервер ГПКС передаются изображения, а также координаты корабля для обеспечения сбора исходных данных по условиям, в которых функционирует спутниковый канал связи. Компании осуществляют постоянную техническую поддержку проекта.

Одной из задач проекта, по мнению ГПКС, является отработка технологий организации каналов спутниковой связи и предоставления услуг в северных широтах, доступных по протоколу IP.

По мнению ГПКС, канал связи используется интенсивно и подобные услуги востребованы. Проведенный анализ показал, что большая часть трассы Северного морского пути находится в зоне покрытия российской группировки геостационарных спутников связи, оператором которой является ГПКС. Предполагается, что использование стабилизированных антенных систем в сети VSAT-ГПКС позволит обеспечить доступ к информационным ресурсам всем морским судам в зоне транспортных путей в Северном Ледовитом океане.

Пресс-служба ААНИИ