На днях в ФЭИ… учились преподаватели ИАТЭ НИЯУ МИФИ. Нет, никакой ошибки тут нет. На самом деле, если кто не знает, в институте не только проводят научные исследования. Флагман обнинской науки — полноценный участник образовательного процесса. Он, к примеру, в части аспирантуры имеет такую же лицензию, как МГУ, Физтех или МИФИ, — по ядерным направлениям. Хотя, по большому счету, его роль в подготовке кадров для атомной отрасли гораздо шире.
Если обернуться назад, то именно в ФЭИ родился обнинский атомный университет. В далеком 1951 году директор Лаборатории «В» Дмитрий Блохинцев и его заместитель Владимир Глазанов хорошо понимали, как сильно атомной науке нужны молодые ученые. Еще тогда они решили создать в Обнинске вуз — сначала на базе Лаборатории «В», а потом уже как филиал МИФИ.
Кто придет в науку завтра?
Вопрос, кто придет в науку завтра, здесь всегда ставили остро — что в советские годы, что в перестроечные, что сегодня. Хотя сейчас, пожалуй, к нему отношение еще более серьезное, чем прежде.
«Росатом поставил стратегическую задачу: 20% мирового ядерного образования должно быть сосредоточено внутри госкорпорации, включая ее опорные вузы и научно-производственные предприятия, — говорит заместитель генерального директора ФЭИ по развитию и международной деятельности Наталья Айрапетова. — Исторически у нас давно сложились очень плотные связи с МИФИ. Сейчас же мы расширяем географию кооперации с вузами. Для Ленинградского электротехнического института готовим программы по фотонике. Для Первого медицинского института имени Сеченова — это медицинская физика, от цифровой дозиметрии до протоколов лечения онкологических заболеваний. Работаем с Томским политехом по ядерному приборостроению».
ФЭИ проводит научно-образовательные семинары даже совместно с геофизиками — недавно прошла уникальная конференция ФЭИ и Единой геофизической службы Российской академии наук по ядерной вулканологии: участники «покрывали» 11 часовых поясов! На этом фоне обучение преподавателей ИАТЭ выглядит вполне закономерным явлением.
«Двенадцать молодых преподавателей несколько дней находились на наших площадках, — рассказывает заместитель научного руководителя по перспективным тематикам Дмитрий Клинов. — Они посмотрели, что мы делаем для технологий быстрых натриевых реакторов, побывали на всех стендах, на которых идут практические работы. Хотел бы сказать, что и для ФЭИ это было очень полезно. Мы получили возможность сопряжения той части учебного процесса, которая проходит для студентов на нашей базе. Фактически это своеобразная гармонизация учебного процесса между вузом и научной организацией».
На комплексе БФС
В прошлом году в институте открылся Образовательный центр, одно из звеньев главного обнинского проекта — Международного научно-образовательного центра ядерных и смежных технологий «Обнинск-Тех». Такое в обычных вузовских стенах создать невозможно, потому что это не просто учебные лаборатории с компьютерной техникой, проекторами и прочей современной образовательной начинкой. Центр даже физически находится непосредственно рядом с комплексом БФС и оснащен особой экспериментальной лабораторией. Она выстроена по самым строгим нормам безопасности, и здесь будущие специалисты могут проводить исследования, в том числе с закрытыми радиационными источниками.
«Чтобы быть до конца уверенными, что программа практики будет полностью усвоена, на первой встрече со студентами ученые института проводят входной контроль знаний, — продолжает Дмитрий Анатольевич. — И в зависимости от результата мы корректируем план занятий. Бывает, что приходится давать дополнительные теоретические знания».
Впервые за 75 лет
«Прошлым летом на комплексе критических стендов БФС была проведена ознакомительная двухнедельная практика для иностранных студентов НИЯУ МИФИ, — вспоминает Клинов. — В скором времени они поедут работать на атомные объекты в разные страны мира — туда, где их строит Росатом».
Это была первая в 75-летней истории института учебная практика для иностранцев! Прежде, если такие студенты и бывали в ФЭИ, то только как экскурсанты — в музейном комплексе Первой в мире АЭС.
Интересный штрих: практику специалисты ФЭИ проводили на двух языках — русском и английском. Дело в том, что не все иностранцы свободно владели русским, а упустить что-то, оказаться непонятыми обнинские ученые позволить себе не могли. Слишком высока цена такого непонимания. Ведь, по сути, с тем багажом знаний, который здесь получали студенты, те вернутся домой, чтобы управлять ядерными объектами, нести в свои страны нашу инженерную культуру.
И это далеко не все. Прежде, как мы говорили, ни один иностранный специалист в ФЭИ не обучался. А ведь речь идет не просто о режимном предприятии, где строго охраняются даже вход и выход. Любая образовательная программа для иностранных студентов должна пройти так называемый экспортный контроль. «Он ограничивает ту чувствительную информацию, которую можно передавать за рубеж, — поясняет Наталья Айрапетова. — В институте была проделана большая подготовка, чтобы выполнить все эти требования, и мы получили необходимые разрешения».
«Нужны новые мозги»
Не секрет, что пока Обнинск-Тех только в стадии становления. Предстоит еще очень много работы. «ФЭИ решил в этих условиях взять инициативу на себя и предложил свою площадку и стендовую базу для проведения различных видов практик — ознакомительной, производственной, преддипломной — российским и иностранным студентам», — делится Дмитрий Клинов.
И дальше будет только больше. В институте совместно с Росатомом намерены создать для Обнинск-Теха научно-образовательную лабораторию с имитаторами, аналитическими установками, подкритическими сборками, системами управления и защиты. Здесь уже задумываются даже о квантовых вычислениях — недавно в орбиту Росатома включен СП «Квант», и квантовые компьютеры постепенно перестают быть недосягаемой мечтой для нашей науки.
«Мы готовы как развивать наши собственные компетенции, так и давать возможности использовать их атомным вузам, — говорит Наталья Айрапетова. — Под такое предложение сюда, в Обнинск, поедут студенты со всей страны. И это для города серьезный шанс. Помнится, несколько лет назад Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) проводила в городе эксперимент по воспроизводству в Обнинске научных кадров. Вывод был такой: 100-тысячный город слишком мал, чтобы самостоятельно дать их в достаточном количестве. И что уж там говорить, исторически мы все в нашем городе «понаехавшие». Сегодня ФЭИ становится очень привлекательной воронкой для подготовки атомных специалистов. И если городская среда по уровню комфорта будет отвечать их ожиданиям, многие здесь решат остаться. Кадровая проблема в науке, конечно, не исчезнет — но остроту свою снизит точно».
Источник: ngregion.ru