Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Российский предприниматель и инвестор Юрий Мильнер учредил новый приз для физиков, который по номиналу вдвое превзошел Нобелевскую премию и стал самой крупной научной наградой в мире. По каким критериям отбирают лауреатов, каждый из которых получит три миллиона долларов, и как долго продержится это начинание?
Совладелец DST Global и Mail.ru Group, один из самых преуспевающих инвесторов в русском интернете назвал свою награду Fundamental Physics Prize (Награда за открытия в области фундаментальной физики). Общий призовой фонд в 2012 году составил 27 миллионов долларов, каждый из девяти лауреатов получил по три миллиона. "Это известие буквально сбило меня с ног", - рассказал один из номинантов, американец Алан Гут (Alan Guth). Ученый сперва подумал, что три миллиона будут поделены между всеми победителями - возможность получить такие колоссальные деньги единолично показалась ему слишком фантастической.
Учредитель необычной награды в прошлом сам был ученым - в 1985 году Мильнер окончил физический факультет МГУ по специальности "теоретическая физика", поступил в аспирантуру, но в 1990-м предпочел исследовательской деятельности предпринимательство и уехал учиться в Уортонскую школу бизнеса в США. По словам Мильнера, он "разочаровался в себе как в физике".
Способности к коммерции у несостоявшегося кандидата наук оказались куда более выраженными: проработав два года во Всемирном банке, Мильнер занял пост генерального директора компании "Альянс-Менатеп", а в 2000 году основал ООО "Нетбридж Сервисиз" (netBridge), занимавшееся разработкой и продвижением на российском рынке интернет-проектов. Именно интернет принес бизнесмену основное состояние: благодаря успешным вложениям в социальные сети Facebook, "ВКонтакте" и "Одноклассники", а также компанию-разработчика онлайн-игр Zynga и сервис коллективных скидок Groupon Мильнер вошел в рейтинг 100 самых преуспевающих венчурных инвесторов по версии Forbes.
Вышедшие из науки бизнесмены, заработавшие состояния на проектах, не связанных напрямую с исследованиями, нередко возвращаются к прежним увлечениям. Они не надевают белый халат и не встают за лабораторный стол: вместо этого предприниматели помогают бывшим коллегам денежными премиями или же создают для них новые рабочие места, сулящие помимо чисто научного интереса еще и материальную выгоду. Из совсем недавних примеров можно вспомнить норвежца Фреда Кавли, который после получения диплома физика создал фирму по производству датчиков для космоса и автомобилестроения, а после ее успешной продажи основал фонд, помогающий ученым в разных областях, и организовал несколько исследовательских лабораторий и институтов при крупнейших мировых университетах. Главным популяризаторским действом Кавли стало учреждение одноименной научной премии, которую иногда называют конкуренткой Нобелевской.
Премия Мильнера, очевидно, тоже не сможет избежать сравнений с главной научной наградой мира. Как подчеркивает бизнесмен, его целью было создание инструмента поощрения и помощи исследователям, которые совершили свои открытия недавно и сейчас все еще активно занимаются научной работой. Более того, поскольку награда предназначена для физиков-теоретиков, шанс стать обладателями трех миллионов долларов есть у совсем молодых ученых. Мильнер отдельно отметил, что для получения награды экспериментального подтверждения выдвинутых гипотез не требуется: если научное сообщество сочтет, что идея заслуживает награды, то она найдет героя. "Некоторые работы заслуживают признания прямо сейчас, потому что они расширяют наши представления о том, что, по крайней мере, возможно", - говорит бизнесмен.
Впрочем, лауреатов дебютной премии выбирал не коллектив из маститых исследователей, а лично Юрий Мильнер. Предприниматель отказался назвать критерии, которыми он руководствовался, однако практически каждый из девяти лауреатов ранее неоднократно попадал в списки других научных премий и наград. "Китаев, Уиттен, Зайберг, Концевич - это крупнейшие ученые, так что выбор весьма неплох", - прокомментировал "Ленте.ру" состав номинантов доктор физико-математических наук, заместитель директора Института теоретической физики имени Л.Д. Ландау Михаил Фейгельман. С мнением коллеги согласен заведующий сектором Петербургского института ядерной физики РАН Дмитрий Дьяконов: "С половиной лауреатов я знаком лично, а работы всех остальных тоже знаю. Все девять лауреатов - пожалуй, одни из самых громких имен в сегодняшней теоретической и математической физике, так что в следующем году состав того же уровня будет набрать сложнее".
Нынешние лауреаты будут выбирать победителей в следующем году: открытость состава призового комитета - еще одно отличие новой премии от Нобелевки. Более того, предлагать своих кандидатов смогут все желающие - разумеется, при помощи все того же обогатившего Мильнера интернета. Количество победителей не регламентировано - единственным ограничительным фактором может служить разве что щедрость основателя.