Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Стремительный прогресс отрасли беспилотных авиационных систем (БАС) ставит новые вопросы перед представителями научного сообщества, формирующими технологическую базу для перспективных проектов воздушного транспорта. Глобальные тенденции, инновационные решения, проблемы нормативного и технического регулирования — эти и другие темы обсуждались на XI Евразийском международном форуме-выставке «Беспилотная авиация — 2024», в котором приняли участие молодые ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).
На форуме рассматривались ключевые векторы развития индустрии БАС и роль инноваций в производстве таких систем. Также были затронуты вопросы организации воздушного движения, будущее городской авиационной мобильности и кадровое обеспечение беспилотной отрасли.
Одной из важных тем стало применение БАС для выполнения широкого спектра задач логистики, нередко — в труднодоступных и опасных районах. Важным фактором является риск ударных повреждений в результате плохих метеоусловий, случайных столкновений и т.д. Одновременно все более широкое распространение в авиации получают полимерные композиционные материалы, требующие и новых подходов к эксплуатации воздушной техники и, в частности, беспилотных летательных аппаратов. Ответом на эти вызовы может стать созданный при поддержке Центра трансфера технологий ЦАГИ комплекс с инструментарием для проведения оперативного ремонта.
Демонстратор разработки, которая позволяет проводить быстрое восстановление летательного аппарата даже в полевых условиях, был представлен институтом на экспозиции форума-выставки. Комплекс включает в себя мобильный режущий инструмент для удаления поврежденной зоны, наборы ремонтирующих вставок для восстановления конструкции детали и средства монтажа.
Подробнее об оперативном ремонте низкоэнергетических ударных повреждений в авиационных деталях из полимерных композиционных материалов с помощью комплекса рассказал начальник сектора научно-производственного центра развития производственной и экспериментальной базы ФАУ «ЦАГИ» Сергей Титов на сессии «Ключевые тренды и инновации в разработках и развитии производства БАС». Он отметил, что созданное в ЦАГИ решение позволяет восстановить прочность конструкции. Комплекс оснащен автономной вакуумной системой крепления на поверхности детали — это обеспечивает его работоспособность в течение нескольких часов. Само же восстановление повреждения занимает менее одного часа. Возможности разработки уже были подтверждены в ходе испытаний.
«Применение полимерных композиционных материалов в конструкции летательных аппаратов сопряжено с необходимостью разработки соответствующих методик ремонта. Создавая уникальные ремонтные комплекты, в ряде случаев мы сможем минимизировать время простоя летательных аппаратов и убытки от невыполненной работы и обеспечить непрерывность и безопасность выполнения поставленных задач», — отметил Сергей Титов.