Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

35 лет со дня полета космического корабля «Буран»

15 ноября 1988 года совершил свой первый полет советский многоразовый космический орбитальный корабль «Буран». Космический аппарат два раза обогнул Землю и совершил посадку в автоматическом режиме. Это историческое событие стало итогом напряженной работы коллективов более 1200 предприятий и организаций страны, в числе которых был НИЦ «Курчатовский институт» – ВИАМ.

В 1976 году советские ученые приступили к работе по созданию многоразовой космической системы, в которую входили ракета-носитель «Энергия» и орбитальный корабль «Буран». Объединив лучших специалистов Академии наук СССР, конструкторских бюро, отраслевых институтов и предприятий, этот проект стал самым масштабным в истории отечественной космонавтики.

ВИАМ был определен головным институтом, координирующим все работы в области создания материалов для обеспечения разработки и производства МКС «Энергия–Буран».

Перед учеными института стояла задача по построению полноценной системы тепловой защиты МКС «Энергия–Буран».  Основной проблемой было создание новых теплозащитных материалов с диапазоном работы от минус 130 до плюс 1600 градусов по Цельсию. Эти материалы должны были защищать наиболее важные элементы конструкции «Бурана».

Покрытие состояло из отдельных элементов — плиток теплозащитного материала из особо чистых кварцевых волокон. Они крепились к корпусу «Бурана» через демпфирующую фетровую подложку, которая, в свою очередь, приклеивалась к плитке с помощью эластичного клея. На 90% плитки состояли из воздуха, чтобы достичь минимальных показателей теплопроводности. А для защиты стыков многослойных теплозащитных элементов ученые ВИАМ разработали специальные «жгуты-герметики».

Кроме того, специалистами института были разработаны углеродные материалы, клеи, разнообразные покрытия и уплотнительные материалы. Для «Бурана» созданы совершенно уникальные смазки, работоспособные при сверхнизких температурах в условиях глубокого вакуума. Не менее сложной задачей, успешно решенной, было создание стекол и рамок остекления для иллюминаторов.

В рамках программы «Энергия-Буран» были разработаны и внедрены новые марки алюминиевых, титановых, жаропрочных сплавов, высокопрочные стали и многое другое. В общей сложности ВИАМ создал 39 принципиально новых материалов и 230 технологий, но главное — это разработка теплозащитных материалов, которые по целому ряду характеристик превосходили американские аналоги, разработанные для системы «Спейс Шаттл».

В процессе полета «Бурана» теплозащита успешно выдержала экзамен: из 38 800 плиток лишь 7 были повреждены или утеряны при посадке, тогда как в первом полете американского «Шаттла» было потеряно 37 теплозащитных плиток.

ЦАГИ. «Энергия – Буран»: полет научной мысли с точным приземлением

ЦИАМ. 35 лет со дня триумфального полета МТКС «Энергия-Буран»