Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Научно-экспедиционное судно «Северный полюс» Арктического и антарктического научно-исследовательского института вошло в ТОП-100 главных достижений современной России. Соответствующая информация размещена на официальном сайте проекта – Достижения.РФ.
Проект «Достижения.РФ» проводится в рамках подготовки к международной выставке-форуму «РОССИЯ», которая откроется в ВДНХ в ноябре. Его цель – продемонстрировать успешные проекты в различных сферах за последние 20 лет. Знаковыми российскими достижениями также признаны навигационная система ГЛОНАСС, первый в мире высокоточный спутник мониторинга Арктики, космодром «Восточный», атомный ледокол «Арктика» и самый мощный локомотив «Ермак», Кольская ВЭС, Крымский мост и крупнейший в мире Русский мост и другие.
«Научно-экспедиционное судно «Северный полюс» заслуженно занимает место в списке главных достижений современной России. В основе этого проекта – славное историческое прошлое советских полярников и успешный результат научно-технической кооперации российских ученых и судостроителей. Реализация этого проекта подтверждает статус страны, как глобального лидера в исследовании и развитии Арктики. Это наш вклад в сохранение уникальной арктической среды для будущих поколений и неотъемлемая часть национальной гордости и научного наследия», - подчеркнул Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
«Северный полюс» – научно-экспедиционное судно специального назначения, обладающее функционалом научно-исследовательского центра и предназначенное для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. С его помощью удалось возродить известную во всем мире программу дрейфующих полярных станций «Северный полюс», основанную советскими учеными в 1937 и приостановленную в 2013 году в связи с потеплением климата в Арктике. Главное назначение судна – создавать площадку для проведения широкого спектра научных исследований в Арктике в системе «океан – ледяной покров – атмосфера». Судно обеспечивает комфортные и безопасные условия работы и проживания для 48 членов экипажа и научного персонала и может до двух лет автономно дрейфовать в высокоширотной Арктике.
Проект разрабатывался в тесном сотрудничестве Росгидромета, Арктического и антарктического научно-исследовательского института, Адмиралтейских верфей и КБ «Вымпел». Весной 2018 года между Федеральной службой Росгидромета и Адмиралтейскими верфями был подписан контракт на проектирование и строительство ЛСП. Модельные испытания прошли в ледовом бассейне Арктического и антарктического научно-исследовательского института. На воду судно было спущено в декабре 2020 года. Через два года, 21 мая 2022 года, в День полярника, ледостойкая платформа «Северный полюс» вышла на ходовые испытания. В августе 2022 года ЛСП «Северный полюс» передана в эксплуатацию. 15 сентября 2022 года в Мурманске был дан старт экспедиции «Северный полюс-41». 2 октября 2022 года из научного лагеря в Северном Ледовитом океане на большую землю была отправлена первая метеосводка. Более года ученые работают на станции, обеспечивая поток важнейших данных о природной среде Арктики, которые уже сейчас используются, в том числе при составлении ежедневных прогнозов погоды и ледовой обстановки на трассе Северного морского пути.
В настоящее время станция «Северный полюс-41» находится в районе 83°с.ш. 46°в.д. Ожидается, что в ближайшие месяцы экспедиция выйдет из льдов в чистую воду и, выполнив все поставленные перед ней задачи, вернется в Мурманск. Следующая экспедиция – «Северный полюс-42», начнется во втором полугодии 2024 года.