Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Использование композиционных материалов в существующих и перспективных воздушных судах, современные критерии летной годности и сертификации авиационной техники, развитие цифровых технологий в интересах задач прочности, создание беспилотных летательных аппаратов, тактические и стратегические вопросы импортозамещения в самолетостроении — эти и другие актуальные темы рассматривались на научно-технической конференции «Прочность конструкций летательных аппаратов — 2022». Мероприятие, организованное Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), прошло в декабре.
Как отметил в приветственном слове первый заместитель генерального директора ФАУ «ЦАГИ», доктор физико-математических наук, профессор Александр Медведский, конференция, в этом году отметившая свое 90-летие, качественно отличается от других подобных мероприятий. «Большинство таких форумов посвящено фундаментальным проблемам прочности, в то время как наша конференция является единственной в стране, которая освещает вопросы прикладной прочности конструкций летательных аппаратов. Отрадно, что мероприятие ЦАГИ объединяет представителей основных «якорных» заказчиков института. Это и ПАО «Корпорация „Иркут“, и холдинг „Вертолеты России“, и АО „Кронштадт“, и многие другие», — подчеркнул Александр Медведский.
С пленарными докладами выступили главный конструктор по программе «Суперджет» — филиал ПАО «Корпорация «Иркут» «Региональные самолеты» Владимир Лавров, главный конструктор вертолетной техники «Ми» АО «НЦВ Миль и Камов» Сергей Новоселов, генеральный конструктор АО «Кронштадт» Алексей Поляков, а также начальник лаборатории прочности НИО-101 — ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» Егор Назаров.
Научное сообщение заместителя начальника центра прочности летательных аппаратов (ЛА) — начальника отделения статической и тепловой прочности ФАУ «ЦАГИ» А.С. Дзюбы было посвящено новым технологиям ЦАГИ по обеспечению прочности современных и перспективных конструкций летательных аппаратов. Он рассказал о последних работах по проектированию и обоснованию прочности, жесткости, выносливости и контроля стабильности характеристик конструкций из композиционных материалов, исследованиях последствий «аварийных посадок» для конструкций ЛА, инновационных активных и адаптивных органах управления, а также перспективных системах мониторинга нагрузок и состоянии конструкций ЛА. Для проведения исследований прочности в ЦАГИ освоено современное оборудование, разработаны мобильные и стационарные установки для климатических воздействий на ЛА, строятся новые стенды и лаборатории. Так, в этом году сданы в эксплуатацию специализированный стенд прочностных испытаний крупноразмерных кессонов крыла и уникальный стенд функционирования механизации крыла при действии переменных нагрузок. На 2024 год запланировано начало эксплуатации экспериментальной лаборатории прочности, где будут проводиться комплексные исследования прочности натурных конструкций ЛА на качественно новом технологическом уровне.
Работа конференции проходила по трем секциям — «Статическая и тепловая прочность», «Усталость и живучесть авиационных конструкций», «Нормы прочности, нагрузки и аэроупругость». Мероприятие охватило широкий спектр тем в этой сфере исследований как в интересах промышленности, так и для формирования научно-технического задела в области прочности конструкций ЛА.
Обеспечение безопасности полетов гражданских беспилотных авиационных систем и разработка нормативных критериев для таких аппаратов — одна из главных тем в современном авиастроении. Так, в докладе А.А. Свиридова (соавторы: С.В. Дубинский, А.В. Панков, А.Г. Калинин, ФАУ «ЦАГИ») были представлены основные проблемы, связанные с сертификацией и подтверждением ресурса беспилотных летательных аппаратов. Специалисты представили свое видение по развитию нормативной базы. Ключевым вопросом является сокращение сроков сертификационных и сопутствующих расчетно-экспериментальных работ до 1–1,5 лет за счет активного применения виртуального моделирования испытаний, а также создания отраслевого справочника по конструкционным материалам с учетом индивидуальных особенностей предполагаемой эксплуатации каждого летательного аппарата.
Вопросы сертификации были затронуты и в научном докладе М.О. Овсянникова (соавторы: В.А. Матвеев, А.Н. Серьезнов, В.М. Шибаев, ФАУ «ЦАГИ), посвященном проекту рекомендательного документа как основы развития научно-технической базы по обеспечению безопасности полетов гражданских беспилотных авиационных систем. Положения документа позволят разработать руководства для конструкторов, методы определения соответствия требованиям к летной годности, а также сформировать процедуры прохождения этапов создания гражданских беспилотных авиационных систем.
Д.Ю. Фомин (соавторы: М.Ч. Зиченков, А.С. Дзюба, А.Н. Шаныгин, И.О. Кондаков, А.О. Шустров, ФАУ «ЦАГИ») поделился результатами исследований конструкции сетчатого композитного отсека за десятилетний период. Цель работ — валидация расчетных моделей. Была обоснована надежность и перспективность такого конструкторского решения, которое может быть использовано в перспективном гражданском самолете.
В фокусе внимания ученых находились и такие актуальные темы, как развитие концепции активной аэроупругости, вибрационная диагностика конструкций, ускорение инноваций в области прочности и др.
В завершение конференции состоялся научно-технический семинар «Инновационные технические решения для обеспечения безопасности конструкций ЛА», который прошел в Технопарке ЦАГИ. В числе тем докладов специалистов ведущих научно-исследовательских предприятий — технология бесконтактных частотных испытаний, способ акустической диагностики конструкций воздушных судов на основе инвариантов авиационных конструкций, решения для наземных частотных испытаний и экспериментального исследования прочности конструкций ЛА и др.
Научно-техническая конференция «Прочность конструкций летательных аппаратов» была инициирована ЦАГИ для обсуждения актуальных вопросов в области прикладной прочности ведущими специалистами отрасли. До 1990-х годов научные встречи проводились регулярно, далее последовала пауза, продлившаяся до 2012 года. Мероприятие проходит на площадке института раз в два года. На этот раз были представлены пять пленарных, свыше 40 секционных и более 30 стендовых докладов. Научная встреча собрала около 200 специалистов из более 40 организаций и институтов, в том числе АО «НЦВ Миль и Камов», ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина», ПАО «Корпорация «Иркут», ПАО ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт», ИМАШ РАН, ПАО «Ил», АО «АэроКомпозит», ПАО «Туполев», НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ, АО «ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина, МТЦ «Глобалтест» и др.