Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
5 сентября открылся научный форум «Национальная экосистема высокоскоростного транспорта». Его организаторами выступают Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») и Московский авиационный институт — участники консорциума научного центра мирового уровня «Сверхзвук», соорганизатором — Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Мероприятие проходит в Парке науки и искусства «Сириус» при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Научного совета РАН по машиностроению и Совета по Приоритету научно-технологического развития «Связанность территории».
«Привлечение в сферу исследований и разработок талантливой молодежи, в том числе через популяризацию новейших научных достижений, — наша первоочередная задача, поэтому выбор места проведения форума неслучаен. Федеральная территория „Сириус“ является ведущей инновационной научно-технологической площадкой под патронажем Президента Российской Федерации. Для воспитанников „Сириуса“ мы запланировали обширную образовательную программу. Это научно-популярные лекции, интерактивные сессии и мастер-классы», — сказал генеральный директор ФАУ «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало.
На форуме участники консорциума, эксперты отраслевых организаций, а также представители академической и вузовской науки обменяются опытом и обсудят вопросы интеграции полученных результатов исследований в глобальную стратегию развития сверхзвуковой гражданской авиации России. Все это будет возможно в рамках международных конференций «Фундаментальные проблемы создания сверхзвукового пассажирского самолета нового поколения» и «Скоростной транспорт будущего: перспективы, проблемы, решения», а также XXII Международной школы-семинара «Модели и методы аэродинамики».
Работа форума началась с объединенного пленарного заседания, модератором которого выступил научный руководитель ФАУ «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев.
Выступления членов президиума заседания охватили спектр разноплановых вопросов в сфере сверхзвукового гражданского самолетостроения. Так, Кирилл Сыпало рассказал о научных проблемах создания сверхзвукового пассажирского самолета (СПС) нового поколения. Среди них — обеспечение высокой аэродинамической эффективности на всех режимах полета, снижение звукового удара и шума в районе аэропорта. Комфорт пассажиров с учетом длительности полета на сверхзвуке и нагрева поверхности планера — еще одно условие разработки СПС. Новая конструктивная силовая схема самолета, над созданием которой работают ученые института, снизит вес конструкции, сохранив при этом необходимую жесткость. Особого внимания заслуживает фактор системной интеграции — необходимости все противоречивые условия связать в единое целое.
О глобальных вызовах сверхзвуковой пассажирской авиации сообщил ректор МАИ, академик РАН Михаил Погосян. Он отметил, что связанность территории в России является одной из важнейших конкурентных характеристик состояния экономики и социальной жизни государства. «Развитие транспортно-логистических систем, которые обеспечат быструю и безопасную доставку пассажиров и грузов, становится важной комплексной и научно-технической задачей для научно-образовательного и бизнес-сообществ. В рамках форума мы проанализируем текущее состояние в этом стратегически значимом направлении и обсудим перспективные подходы в решении целого ряда задач», — подчеркнул Михаил Погосян.
Врио директора департамента государственной научной и научно-технической политики Минобрнауки России Кирилл Борисов в онлайн-формате рассказал о программе научных исследований Российской Федерации.
Генеральный конструктор — заместитель генерального директора Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков в докладе «Авиатранспортная система — решения в области СПС второго поколения» сообщил: «Базовая миссия форума — поиск решений для реализации сверхзвукового пассажирского самолета второго поколения. Бесспорно, большую роль в этом играет солидный научно-технический задел, приобретенный в процессе создания Ту-144. Именно на этом прочном фундаменте нам предстоит сформировать новые пути и подходы к созданию авиалайнера будущего, реализовав задачи, поставленные Президентом Российской Федерации».
Научно-техническим проблемам разработки силовой установки СПС нового поколения был посвящен доклад начальника отделения авиационных двигателей ЦИАМ Александра Луковникова. Он отметил, что сложность проектирования двигателя СПС нового поколения задана необходимостью найти научно-технический компромисс между противоречивыми требованиями, которые к нему предъявляются. Двигатель должен, с одной стороны, обеспечивать высокую удельную тягу на сверхзвуковом режиме, с другой — минимизировать скорость реактивной струи на взлете для выполнения требований по шуму. Кроме того, до 80% времени он должен будет работать на максимальных режимах. Совокупность этих и многих других факторов требует применения новых технологий, материалов, решений в части облика, рабочего процесса и обеспечения ресурса силовой установки.