Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

ЦНИИчермет им. И.П. Бардина разработал новую методику и нацстандарт коррозионной стойкости стали

Росстандарт принял новый национальный стандарт ГОСТ Р 70239-2022 «Металлопродукция из нелегированных и легированных сталей. Методика определения коррозионной стойкости электрохимическим методом в хлоридсодержащих водных средах». И сам стандарт, и методика разработаны в главном отраслевом научном центре черной металлургии нашей страны – ЦНИИчермет им. И.П. Бардина.

Для создания этой методики Научный центр физико-химических основ и технологий металлургии ЦНИИчермет им. И.П. Бардина провел ряд исследований по повышению достоверности оценки коррозионной стойкости сталей для нефтепромысловых трубопроводов, которые транспортируют хлоридсодержащие воды нефтяных месторождений.

Необходимость разработки новой методики вызвана тем, что ни одна из существующих стандартизованных, в том числе электрохимических, методик оценки коррозионной стойкости не способна обеспечить результат, который может коррелировать с реальной скоростью коррозии сталей в условиях эксплуатации нефтепромысловых трубопроводов.

Первоначально была аттестована другая методика, тоже разработанная учеными ЦНИИчермет им. И.П. Бардина. Она используется для определения коррозионной стойкости углеродистых и низколегированных сталей и изделий из них. Для этого измеряют плотность тока насыщения анодного растворения стали в коррозионной среде электрохимическим методом. Результаты испытаний стальных образцов от нефтепромысловых трубопроводов по этой методике показали хорошую корреляцию с реальной скоростью коррозии в условиях эксплуатации в средах с высоким содержанием хлоридов и углекислого газа в транспортируемой среде.

Нефтепромысловые трубопроводы транспортируют, помимо нефти, высокоминерализованную воду, которую закачивают в нефтяной пласт для повышения нефтеотдачи. Схожие условия – контакт стальных изделий с водными средами, содержащими ионы хлора, – характерны для деталей и конструкций, эксплуатируемых в морской воде. Поэтому новые подходы к повышению коррозионной стойкости можно применять и для судостроительных сталей. Пригодится разработка и в автопроме: позволит снизить отсортировку на автопредприятиях, которая возникает по причине коррозии при транспортировке и хранении листового проката. Также можно будет предупреждать внеплановые ремонты автомобилей, связанные с проявлением косметической или перфорирующей коррозии.

Специалисты Центра стандартизации и сертификации металлопродукции ЦНИИчермет им. И.П. Бардина, который принял участие в разработке национального стандарта, отмечают, что внесение новой методики в нормативные документы на прокат и трубы позволит предупредить преждевременные коррозионные повреждения нефтепромысловых трубопроводов. Кроме того, можно будет отказаться от части аттестационных испытаний по тем методикам, результаты которых не коррелируют с реальными сроками эксплуатации трубопроводов. Это, в свою очередь, позволит снизить стоимость производства металлопродукции.

Для ознакомления с новой методикой в ЦНИИчермет им. И.П. Бардина уже приезжают представители научно-производственных и конструкторских предприятий, связанных с производством металлургической продукции. Разработчики методики проводят для них лекции и организуют посещение лабораторий Института с консультациями экспертов.