Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Сделать холодные звезды чуть ближе — эта мечта владела человечеством с давних времен. Опираясь на знаменитые слова отца русской авиации Николая Егоровича Жуковского, можно сказать, что благодаря силе разума мы все-таки смогли проникнуть в загадочные глубины Вселенной, изучить законы космического пространства и увидеть другие планеты.
Важно помнить, что именно наш человек, «простой советский парень» Юрий Гагарин, 12 апреля 1961 года первым в мире совершил орбитальный облет планеты Земля на космическом корабле «Восток-1». Он сказал: «Поехали!» — и открыл для нас эру космонавтики. Ключевую роль в старте новой эпохи сыграл Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»). Без помощи центра авиационной науки, как показала практика, выйти за пределы земной атмосферы было бы невозможно.
ЦАГИ вел работы практически по всем пилотируемым космическим программам Советского Союза: «Восток», «Союз», «Спираль», «Буран» и др. Выполняемые задачи по сложности являлись действительно «космическими»! Так, только для отработки компоновки космического самолета по проекту «Энергия-Буран» в институте было использовано свыше 20 экспериментальных установок, на которых ученые провели порядка 50 тысяч испытаний. Некоторые объекты сконструировали специально под исследования «Бурана». Опыт программы и по сей день используется в российской космической промышленности.
В новом тысячелетии работы в интересах освоения космоса продолжаются. Важным объектом исследований ЦАГИ стал российский космический ракетный комплекс «Ангара». В частности, ученые института активно участвовали в решении проблем аэродинамики, тепла и механики полета ракеты-носителя. Кроме того, они внесли неоценимый вклад в создание многоразового ускорителя «Байкал». Еще один важный проект — изучение аэродинамики головной части ракеты-носителя «Протон-М». В ходе испытаний были получены важные результаты, в частности, определены силы и моменты, действующие на космическую головную часть.
Сегодня в поле зрения специалистов ЦАГИ — освоение дальнего космоса. Институт активно проводит аэротермодинамические и гидродинамические исследования моделей многоразового пилотируемого транспортного корабля «Орел», разрабатывает технологии для безопасного и управляемого входа в атмосферу Марса: например, в сотрудничестве с Научно-производственным объединением имени С.А. Лавочкина изучает пространственную динамику, аэродинамическое и тепловое нагружение десантных модулей ДМ-16 и ДМ-18.
Еще одно значимое направление — снижение в несколько раз орбит малых космических аппаратов для обеспечения связи и телевизионного вещания, дистанционного зондирования Земли и др. Задачу поддержания группировки аппаратов на сверхнизких орбитах призван решить прямоточный воздушный электрореактивный двигатель, концепцию которого предложили в ЦАГИ.
Сегодня Вселенная хранит множество тайн, которые пытаются разгадать ученые всего мира. Не прекращает работы в этом сложнейшем направлении и центр авиационной науки.