Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
12 апреля в Совете Федерации прошло заседание секции «Наука и технологии» Экспертного совета при Комитете СФ, на котором его участники обсудили подготовку к парламентским слушаниям по научному кадровому потенциалу страны. Повела заседание председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
Как отметила сенатор, именно наука, уровень технологического развития страны определяют ее место на мировой арене. «Наше заседание посвящено подготовке к предстоящим в конце апреля парламентским слушаниям «Научный кадровый потенциал страны: состояние, тенденции развития и инструменты роста». Обсуждаемая в Год науки тема является значимой и для науки, и для страны в целом, поскольку без ее решения невозможно прорывное развитие страны», — сказала Лилия Гумерова.
«Слушания инициированы Российской академией наук, поддержаны председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко», — сообщила парламентарий.
В мероприятии принял участие генеральный директор Ассоциации Государственных научных центров РФ «Наука» Михаил Дасковский. В своем выступлении он отметил, что восьмилетний период правоприменительной практики действия федерального закона от 29 декабря 2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части перевода подготовки специалистов высшей квалификации (аспирантуры, адъюнктуры) на уровень образовательного процесса показал несостоятельность данного шага и необходимость модернизации института аспирантуры.
По его словам, включение аспирантуры в состав высшего образования привело к ее чрезмерной зарегулированности и породило ряд проблем в функционировании аспирантуры.
В частности, в аспирантуре осуществляется подготовка «научно-педагогических кадров», а не исследователей. Процесс обучения в аспирантуре не дает гарантий воспроизводства высококвалифицированных кадров, поскольку нет требований к защите диссертаций. В законодательстве не учтена специфика аспирантуры, основанной на выполнении научно-исследовательской работы, результатом которой должна стать защита диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, а также отсутствует ее разграничение с подготовкой педагогических кадров высшей квалификации (профессорско-преподавательского состава).
Результатом чего стало резкое снижение количества научных организаций, имеющих аспирантуру. С 2012 по 2019 годы количество таких организаций снизилось на 27%.