Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») приняли участие в семинаре лаборатории «Прочность и интеллектуальные конструкции», входящей в состав Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук». Заседание прошло 2 марта в онлайн-формате.
Открыл встречу руководитель лаборатории, академик РАН, заместитель председателя УрО РАН, научный руководитель Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН Валерий Матвеенко. В своем выступлении он отметил, что совместная деятельность со всеми участниками консорциума даст необходимую синергетику и позволит наладить системное формирование научно-технического задела, касающегося в первую очередь скоростной гражданской авиации.
Центр авиационной науки представили заместитель генерального директора ФГУП «ЦАГИ» — начальник комплекса прочности летательных аппаратов Михаил Зиченков и координатор лаборатории «Прочность и интеллектуальные авиаконструкции» от ФГУП «ЦАГИ» Александр Шаныгин и специалисты лаборатории.
«Это новый подход в организации исследований в области авиационной науки. Сейчас для нас важно, в том числе с использованием нового формата взаимодействия сохранить имеющуюся базу знаний, ликвидировать разрыв между поколениями и нарастить научно-технический потенциал с использованием самых современных методов и средств проектирования, разработки и эксплуатации сверхзвуковой авиационной техники», — отметил Михаил Зиченков.
Александр Шаныгин сделал доклад о бионических конструкциях, проинформировал о работе, которая ведется в его подразделении по этой тематике, затронул вопрос эволюции схем авиационных компоновок, привел примеры исследуемых изделий, в которых использованы принципы бионики. Так, по предположениям ученых, оптоволоконные системы, должны позволить вести непрерывный мониторинг состояния фюзеляжа летательного аппарата и сигнализировать о повреждении силовых элементов самолета по аналогии с нервной системой человека. По его словам, цель лаборатории НЦМУ — сформировать междисциплинарный проект, позволяющий выработать новые требования, нормы, технологии, критерии и сертификационный базис для создания перспективных конструкций СПС с высокими прочностными и весовыми характеристиками.
В семинаре участвовали представители организаций — членов консорциума НЦМУ, в который входят ИПМ РАН, МАИ, ПФИЦ УрО РАН, ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» и КНИТУ-КАИ.
В 2020 году специалистами лаборатории НЦМУ были сформулированы требования к про-бионическим перспективным конструктивно-силовым схемам, проведен выбор smart-материалов для управления геометрией и динамическими процессами и т.д.
Инициатором НЦМУ «Сверхзвук» и координатором консорциума выступает ФГУП «ЦАГИ». Проект реализуется с 2020 по 2025 годы. Планируемые результаты деятельности Центра — инновационные конфигурации СПС с низким уровнем звукового удара и шума, технология многокритериального проектирования летательного аппарата, система отображения информации на базе технического зрения и AR (технология дополненной реальности) в кабине пилота и др.