Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

ЦАГИ представил НЦМУ «Сверхзвук» на фестивале NAUKA 0+

Какие новые вызовы в области высоких скоростей сегодня стоят перед отечественной и мировой авиацией? Как создать сверхзвуковой пассажирский самолет (СПС), отвечающий современным требованиям по экологичности и экономичности? В чем роль научных центров мирового уровня в развитии ключевых технологий СПС? На эти и другие вопросы ответили ученые Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») и Московского авиационного института в рамках Всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+ 10 октября.

На центральной площадке фестиваля в Москве институт организовал презентацию «Научный центр мирового уровня (НЦМУ) „Сверхзвук“ — прорыв к новым скоростям!». В ней приняли участие генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало, научный руководитель ФГУП «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев, начальник отделения аэроакустики ФГУП «ЦАГИ», профессор, д.ф.-м.н. Виктор Копьев, заведующий кафедрой МАИ, профессор, д.т.н. Александр Ефремов.

Во время представления НЦМУ ученые ЦАГИ рассказали о его создании, инициированном институтом в 2019 году в рамках нацпроекта «Наука», и дальнейшем развитии. Основная цель центра — формирование отечественной базы фундаментальных знаний по тематике сверхзвукового пассажирского самолета. В состав консорциума НЦМУ вошли: ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», ФГУП «ГосНИИАС», ФКП «ГкНИПАС», АО «ЛИИ им. М.М. Громова», Институт прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, МАИ, Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения РАН и др.

В августе текущего года на заседании Совета по государственной поддержке создания и развития научных центров мирового уровня, выполняющих исследования и разработки по приоритетам научно-технологического развития, проект получил одобрение. На настоящий момент утверждены программа развития и структура управления НЦМУ «Сверхзвук». В его составе выделено пять научных лабораторий по направлениям аэродинамики и концептуального проектирования СПС с низким звуковым ударом, аэроакустики и вибрации, прочности, безопасности полетов, газовой динамики и силовых установок.

«Исследования в сфере сверхзвука — одно из ключевых направлений развития авиационной науки России. В рамках НЦМУ мы сможем решить ряд фундаментальных, поисковых и прикладных научно-технических задач с использованием научно-экспериментальной инфраструктуры и тем самым достичь качественно новых экологических и экономических показателей СПС, необходимых для их серийного производства. Все это позволит создать не имеющий аналогов в мире сверхзвуковой лайнер», — отметил генеральный директор ФГУП «ЦАГИ», член-корреспондент РАН Кирилл Сыпало.

В ходе онлайн-дискуссии К.И. Сыпало рассказал об уникальных конструкторских решениях СПС, таких как аэродинамическая компоновка с низким уровнем звукового удара и системой дистанционного управления, безоконная «стеклянная» кабина, изогридная конструкция носового отсека фюзеляжа, верхнее расположение двигателей и др. Предполагается достичь таких целевых характеристик авиалайнера, как скорость до 1900 км/ч, полеты на дальность более семи тысяч км с допустимым уровнем шума на взлете и посадке, уровень безопасности, соответствующий нормативам перспективных гражданских самолетов.

С докладом о деятельности института и работе лаборатории «Аэродинамика и концептуальное проектирование СПС с низким звуковым ударом» выступил научный руководитель ФГУП «ЦАГИ», академик РАН Сергей Чернышев. Он рассказал, что среди основных задач, которые стоят перед авиационной наукой в связи с созданием СПС, — снижение уровня звукового удара, соответствие степени шума в районе аэропорта требованиям ИКАО, достижение компромисса между экологичностью и высоким аэродинамическим качеством, разработка высокоэффективной силовой установки, широкое использование искусственного интеллекта на борту и др. «Все эти задачи рассчитаны на ближайшие 5–10 лет. НЦМУ „Сверхзвук“ открывает широкие горизонты для творчества, приглашаем всех желающих присоединиться к нам и связать свою жизнь с авиацией!» — обратился к зрителям Сергей Чернышев.

Интересную лекцию о научных задачах лаборатории «Аэроакустика и вибрации» прочитал начальник отделения аэроакустики ФГУП «ЦАГИ», профессор, д.ф.-м.н. Виктор Копьев. Он в доступной для молодежи форме рассказал, что в этой области существует множество фундаментальных проблем, одна из главных — снижение шума струи двигателя СПС. Для ее решения понадобятся молодые умы и свежие идеи. В свою очередь, заведующий кафедрой МАИ, профессор, д.т.н. Александр Ефремов познакомил онлайн-аудиторию с лабораторией «Искусственный интеллект и безопасность полетов».

Кроме того, ученые ответили на вопросы участников обсуждения. Среди тем, которые интересуют сегодня молодежь, — доступность полетов на сверхзвуковом транспорте для населения, использование перспективных силовых установок, проблема звукового удара, перспективы России на рынке сверхзвуковых самолетов и др.