Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Повысить престиж научной и инженерной деятельности

   10-я Международная конференция «Авиация и космонавтика - 2011», состоявшаяся в МАИ 8 ноября, была приурочена к 100-летнему юбилею знаменитого советского конструктора ракетно-космических комплексов Михаила Кузьмича Янгеля. В ней приняло участие более 500 ученых и специалистов 60 предприятий и организаций аэрокосмической отрасли России и ряда зарубежных стран, преподаватели, научные сотрудники, аспиранты и студенты высших учебных заведений России, ближнего и дальнего зарубежья.

   Выступая на конференции, Анатолий Геращенко, ректор МАИ, рассказал об истории института и напомнил о том, что он был основан 20 марта 1930 года. В настоящее время в национальном исследовательском университете «МАИ» обучаются более 20 тыс. студентов на 10 факультетах, в 3 институтах (на правах факультетов) и 4 филиалах. За прошедшие с момента основания годы из стен МАИ вышло более 150 тысяч специалистов для авиационной и ракетно-космической науки и промышленности. Среди них более 250 генеральных и главных конструкторов, руководителей научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций базовых отраслей. Выпускниками МАИ являются 50 академиков и членов-корреспондентов АН СССР и Российской академии наук.

   Из стен университета вышли 21 летчик-космонавт, которые отработали в космосе в общей сложности более 12 лет. Из них 14 совершили более 55 выходов в открытый космос. Часть выпускников-космонавтов активно работает в отряде космонавтов, РКК «Энергия», ЦУПе и в настоящее время. Среди выпускников МАИ более 100 летчиков-испытателей авиационной техники, Героев Советского Союза и России, заслуженных летчиков-испытателей. 7 октября 2009 года Московскому авиационному институту придан статус национального исследовательского университета.

   Александр Новиков, заместитель генерального конструктора по научной и учебной работе ГП «КБ «Южное» (г. Днепропетровск, Украина), более подробно остановился на деятельности М. К. Янгеля в особом конструкторском бюро в Днепропетровске. В апреле 1954 г. Янгель стал главным конструктором этого КБ. А уже в июне 1957 г. прошло первое и успешное испытание первой янгелевской ракеты средней дальности Р-12 (по американской терминологии СС-4).

   Эта ракета имела много новых конструктивных достижений: применялись новые компоненты топлива, был принят ряд новых решений в системе управления ракеты, в конструкции испытательного оборудования и устройств для подготовки и пуска. Новые решения позволили обеспечить большую дальность полета (до 2000 км). Кроме того, и это было чрезвычайно важно, новые компоненты топлива для ракеты позволили разработать и в дальнейшем распространить во всей серии будущих боевых ракет принципиально новое решение - хранение ракет в постоянной боевой готовности в шахтных пусковых установках, что значительно повышало защищенность ракетных комплексов.

   Борис Бодин, заместитель генерального директора ФГУП «ЦНИИМАШ (г. Королев), рассказал о роли конструктора ракетно-космических комплексов М. К. Янгеля в истории космонавтики и его деятельности в НИИ-88 (впоследствии «ЦНИИМАШ»). Бодин напомнил о том, что согласно приемной записке, подписанной директором НИИ-88 Л.Р.Гонором и главным конструктором, начальником ОКБ-1 НИИ-88 С.П.Королёвым, Янгель был зачислен в штат ОКБ-1 на должность начальника отдела приборов и систем управления. В 1951 г. Михаил Кузьмич становится заместителем главного конструктора ОКБ-1 НИИ-88 С.П.Королёва, а в 1952 г. - директором института. В 1953 г. директором НИИ-88 назначается видный организатор производства, начальник главка Министерства оборонной промышленности А.С.Спиридонов, а М. К. Янгель переводится на должность главного инженера.

   В июне 1960г. состоялись успешные испытания на полигоне следующей системы янгелевского КБ - ракеты промежуточной дальности Р-14 (СС-5). В 1965 году состоялось принятие на вооружение новой МБР Р-36 (СС-9), ракеты третьего поколения, на тот момент самой мощной боевой ракеты в мире, Впоследствии ее оснастили разгонной ступенью, и получилась весьма эффективная ракета, получившая название глобальной. Всего в период между 1965 и 1974 годом было развернуто 288 ракет СС-9 всех типов, состоявших на вооружении вплоть до 1980 года. К 1965-1966 году относится пик развертывания в СССР ракет средней дальности СС-4 и СС-5, большинство из которых были нацелены на объекты в Западной Европе.

   Как отмечается, размещение этих ракет заметно повлияло на общую обстановку в мире. Именно в КБ М.К.Янгеля в 60-х годах начинаются работы по созданию первых, полностью мобильных баллистических ракет. Новую баллистическую ракету сделали комбинированной: первая ступень работала на твердом топливе, вторая - на жидком. В целом новая ракета обладала рядом ценных новшеств и пионерских решений. Новинкой подвижного комплекса стал транспортно-пусковой контейнер, прямо из которого стартовала ракета. Тогда же был применен и так называемый «минометный старт»: ракета вылетала из контейнера, как пробка из бутылки шампанского, а ее двигатели запускались уже в полете. Решение Янгеля о переходе на такой тип старта было настолько новым и необычным, что многим казалось рискованным. В США подобную задачу решили только через пять лет. Данный комплекс предвосхитил появление других подвижных комплексов, в частности железнодорожного.

   С середины 60-х в КБ «Южное» начинается новый этап - проектирование и создание МБР четвертого поколения - РС-16 (СС-17) и РС-20 (СС-18). Ракеты нового поколения обладали более высокой точностью, оснащались боеголовками индивидуального наведения, имели высокую степень выживаемости и технику так называемого «холодного» запуска с возможностью перезарядки пусковой установки. В самом начале разразился настоящий дискуссионный ураган - у этого проекта была масса противников. Даже давний соратник Янгеля, главный конструктор шахтных пусковых установок Е.Г.Рудяк, и тот доказывал несостоятельность проекта: «Подбросить, как яблоко, жидкостную махину весом более двухсот тонн - это чистейший абсурд». Янгель этот «абсурд» претворил в реальность. Американцы, узнав о новой ракете, окрестили ее «сатаной». В 1988 году на ракетах СС-18 располагалась почти половина всех боеголовок, размещенных на межконтинентальных баллистических ракетах в РВСН. Только сотня таких ракет, по оценкам экспертов США, способна вывести на орбиту не только 1000 боеголовок индивидуального наведения большой мощности, но так же и 100 тысяч ложных целей. СС-18 внесена в «Книгу рекордов Гиннесса» как «самая мощная межконтинентальная баллистическая ракета в мире». Технические решения, воплощенные в этой ракете, признаны классикой боевого ракетостроения. СС-18 стала последней работой Михаила Кузьмича Янгеля. 25 октября 1971 года, в день своего 60-летия, сердце великого ракетчика остановилось навсегда.

http://www.arms-expo.ru