Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Во время Великой Отечественной войны в ВИАМ были проведены работы по созданию прозрачной брони и специальных видов остекления. В ходе боевых действий много летчиков погибало от осколков остекления: снаряды и пули разбивали стекло, и именно осколки вызывали смертельные ранения.
В мае 1942 года руководством института было принято решение о создании лаборатории самолетного остекления в г. Куйбышеве. Начальником лаборатории был назначен Борис Васильевич Ерофеев, его заместителем – Матвей Матвеевич Гудимов.
Б.В. Ерофеев
Главной задачей лаборатории в период войны стало создание прозрачной брони, в первую очередь, для самолета Ил-2. Уже в конце 1942 года началось освоение выпуска прозрачной брони в г. Дзержинске на заводе «Рулон», где М.М. Гудимов возглавлял работу межведомственной научно-исследовательской бригады.
М.М. Гудимов
Лабораторией и межведомственной бригадой в короткий срок была решена задача создания и выпуска прозрачной авиаброни самолета Ил-2. Параллельно велась работа по прозрачному бронированию самолетов Як-1, Як-9, Ла-5, Ла-7. Опытные образцы брони сразу же устанавливались на боевые самолеты.
Самолет Ил-2 (а); прозрачная броня Ил-2 (б); прозрачная броня после испытаний (в)
При создании прозрачной брони впервые была выдвинута и реализована идея композиционной брони, состоявшей из двух частей: бронеэкрана из силикатного стекла и тыльного слоя – подушки из органического стекла. Эта броня не только обеспечивала защиту летчика, но и улучшала видимость в боевых условиях, не искажая предметы и их местонахождение. Так была решена труднейшая задача – обеспечено сочетание высокой пулестойкости и идеальной прозрачности.
За эту работу Б.В. Ерофееву и М.М. Гудимову в 1949 году была присуждена Сталинская премия.