Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77; agnc@mail.ru

меню бургер

Выдающийся конструктор композитных изделий Виктор Дмитриевич Протасов

  Сегодня, 4 ноября, исполняется 80 лет со дня рождения Героя социалистического труда, Лауреата Ленинской и Государственной премий Советского Союза Виктора Дмитриевича Протасова. Своими воспоминаниями об ученом-машиностроителе, специалисте по полимерным композиционным материалам для новой техники, проектированию летательных аппаратов, лауреате Ленинской (1976) и Государственной (1981) премий СССР, чл.-корр. АН СССР, чл.-корр. РАН, Герое Социалистического Труда (1990), директоре и главном конструкторе ЦНИИ специального машиностроения Протасове Викторе Дмитриевиче, делится Генеральный директор Центра "Армоком", Лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки РФ, профессор Харченко Евгений Фёдорович.

 

   Виктор Дмитриевич один из самых ярких людей, с которыми меня сводила судьба! Человек не сахарный, порой очень противоречивый, но, безусловно - личность выдающаяся! Он был организатором единственного в Советском Союзе института, в стенах которого разрабатывали конструкции, технологические процессы, проводили отработку и испытания натурных изделий из новейших в то время композитных материалов - Центрального НИИ специального машиностроения г.Хотьково Московской области. В многотонных изделиях, которые выходили за ворота института, деталей из традиционных металлов было не более 10-15%, остальное - легчайшие стекло-, угле- и органопластики.

 

   Почти на ровном месте 40 лет назад В.Д.Протасов не только организовал одну из известнейших (несмотря на полную «закрытость») ракетно-космических фирм, создал инженерную школу по редкой специальности конструктора композитных изделий, но и построил жильё для тысяч молодых специалистов. Я хорошо помню как каждую субботу в резиновых сапогах, окруженный строителями, он направлялся в обход многочисленных строительных объектов. А после его смерти для немалой семьи остался домик наподобие наших прежних дачных - площадью метров на сто... Это не значит, что он был очень уж скромный. Просто среди всех жизненных интересов на первом месте было дело. Все бытовые дела для него настолько уж вторичны, что и времени на них не оставалось.

 

   Небольшого роста, внешне очень не броский, он умел завоевывать внимание в любом кругу, где бы ни появился. Две-три фразы - и все понимали, что имеют дело с незаурядным человеком, настоящим интеллигентом. Вызывал очень большой интерес у женщин и не оставлял их без внимания. За свою жизнь, наверное, не выпил и одного стакана крепких напитков, да и легкие не любил. Это было большой редкостью среди главных конструкторов и у оборонщиков вообще - каторжная работа требовала разрядки. Не курил, в молодости, говорят, был очень неплохим спортсменом - фехтовальщиком. А в зрелые годы с успехом "фехтовал" на довольно многочисленных разборках по поводу неудачных испытаний - всегда искал причину и виновника. Но как мне кажется, искали сами ракетчики в своих кругах, а не специально натасканные на это чиновники, хоть и в погонах. Кто лучше создателя-конструктора знает тонкости многосложных ракет. Уж конечно не чиновник!

 

   Выходец из той же школы, что и известный ракетостроитель современности Соломонов Ю.С. - Московского института теплотехники, кандидат технических наук, профессиональный механик и конструктор пришел в нашу "деревню", подмосковный г.Хотьково, на небольшое предприятие, где основную команду составляли химики, технологи и материаловеды. Мне порой казалось, что он так до конца и не уразумел нюансы строения композитов с армирующими волокнами на порядок тоньше человеческого волоса. Однако он хорошо понимал, как из этих почти эфемерных материалов строить громадные изделия, подверженные воздействиям огневого потока в несколько тысяч градусов, мощнейшего внутреннего давления, страшных вибраций. Изделия, которые летают на десятки тысяч километров.

 

   И он же хорошо понимал законы строительства дееспособного коллектива, собранного из самых разнокалиберных людей со всей страны. Каждый твердо знал, будешь «пахать», будет хорошая зарплата, будет квартира, дача, машина. Только думай о деле и ему служи! А что касается понимания композитов, то после ранней его смерти вдова раздавала нам - ученикам самые редкие книги классиков композитной науки, в его закладках и отметках! К началу 90-х годов, которые он, как и многие руководители того поколения не понял и не принял, в созданном за 20 лет институте работало более 4 тысяч человек, сотни докторов и кандидатов наук, десятки Лауреатов Ленинской и Государственных премий. Почти все композитные конструкции для ракетных комплексов Темп-2С, Пионер, Тополь, Д19 и других были созданы на его фирме - Центральном НИИ Специального машиностроения, под его руководством. Может быть, благодаря прозорливости Протасова В.Д. создавшего не чистый институт, а конструкторское бюро - лабораторию - завод, его детище в одном "замесе", даже в труднейшие годы выжило и производит самую разноплановую продукцию!

  http://www.arms-expo.ru