Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Дизельные и газотурбинные силовые установки современных быстроходных кораблей очень чувствительны к водяным каплям и частицам песка, попадающим в них с воздухом во время движения. Эти загрязнения значительно снижают выходную мощность и ресурс судовых двигателей, потому необходима высокая степень фильтрации воздуха (порядка 95%), подаваемого на горение. Для чего используются устройства очистки инерционного типа (каплеуловители), разработанные при содействии ученых Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).
Работы в данном направлении начались несколько лет назад в рамках НИР «Облако». «К нам обратилось машиностроительное предприятие „Винета“ (Ленинградская область) с просьбой дать рекомендации по разработке профиля системы очистки, — рассказал ведущий научный сотрудник отделения исследований аэротермодинамики гиперзвуковых летательных аппаратов и объектов ракетно-космической техники ФГУП „ЦАГИ“ Леонид Носачев. — Это была сложная задача: спроектировать такое устройство, которое бы эффективно очищало воздух на входе двигателя и не создавало лишних гидравлических потерь и как следствие энергетических затрат для него».
На экспериментальной базе ЦАГИ были проведены исследования по выбору аэродинамических профилей систем очистки воздуха при скоростях двухфазного потока порядка 20 м/с. В итоге специалисты остановились на зигзагообразном вертикально ориентированном варианте с влагоулавливающими элементами. Проходя через его криволинейные каналы, ускоряясь и замедляясь при изменении направления движения, водяные капли, частицы соли и песка попадают в специально подготовленные ловушки и оседают в них.