Как известно, легкие вертолеты Ми-34 разрабатывались в качестве учебно-спортивных для замены Ми-1 и Ми-2. В соответствии с Программой развития гражданской авиационной техники на период 1992-2000 годы планировалось выпустить более 400 вертолетов типа Ми-34 по цене 350 тыс. долл. каждый. Несмотря на то, что потребность в таком типе вертолетов прогнозировалось почти в 2 тыс. машин, по экономическим причинам серийное производство Ми-34 было заморожено. Но не навсегда.
2 августа 2011 года на летно-испытательном комплексе ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Барков первый раз оторвал вертолет Ми-34С1 от земли, состоялось так называемое первое висение. 5 августа 2011 года на вертолете Ми-34С1 был совершен первый полет по кругу в рамках испытаний.
По мнению разработчиков ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля», испытания легкого вертолета Ми-34С1 проходят успешно: на вертолёте выполнено более 20 наземных гонок и более 10 полетов на различных режимах скоростей. Подтверждены летно-технические характеристики вертолета. Ми-34С1 конструктивно доработан с учетом ранее полученных результатов сертифицированных вертолетов Ми-34. В модернизированной версии усовершенствованы система управления, гидравлическая и топливная конструкции, внесены изменения в конструкцию лопастей несущего винта. После внесения необходимых изменений для подтверждения сертификата типа Ми-34С1 будет готов к серийному производству. Ми-34С1 также получил новое название. Из «отшельника» он стал «принцем», правда, почему-то «черным», наверное, из-за его окраски.
Дураки, дороги и …авиадвигатели
Как считают и наши, и зарубежные эксперты, в России две беды: дураки и дороги. Главной же причиной задержек создания новых типов и самолетов, и вертолетов является третья беда: отсутствие легких по весу и мощных отечественных авиадвигателей. Тем не менее, Ми-34С1 оборудован более мощным двигателем по сравнению с М-14 - отечественным поршневым мотором М9ФВ производства Воронежского механического завода. Это позволило увеличить скорость и дальность полета вертолета до 450 км. Звездообразный поршневой четырехтактный девятицилиндровый двигатель с воздушным охлаждением М-9ФВ является дальнейшим развитием серии двигателей М-14 и М9Ф с повышенной по сравнению с М-14 взлетной мощностью. Он работает на авиационных и автомобильных бензинах и маслах.
На Ми-34С1 предполагается также по желанию заказчика устанавливать и зарубежные двигатели. В частности, на модификацию Ми-34C2 "Сапсан" будут устанавливаться газотурбинные двигатели фирмы «Турбомека» (Франция). В 2009 году был подписан меморандум о намерениях на поставку двигателей "Арриус-2F" для первого российского легкого вертолета с ГТД. Он регламентирует поставки двигателя в классе FAR/JAR-27 в течение 5 лет. Газотурбинный французский двигатель «Арриус-2F" мощностью 504 лошадиные силы весит практически вдвое меньше, чем его поршневой предшественник при практически удвоенной цене. Не исключена возможность и установки на вертолет украинских двигателей АИ-450 мощностью 500 л.с.
Друзья-соперники
Одним из конкурентов Ми-34С1 является компания "Робинсон" со своим вертолетом Robinson R44 и компания «Еврокоптер» с Eurocopter ЕС 120R44. Но, по мнению директора программы «Вертолет Ми-34С1» Дмитрия Родина, при правильной маркетинговой политике российский вертолет сможет составить им достаточную конкуренцию.
За рынок легких вертолетов стоит побороться, ведь он составляет примерно 1 тыс. винтокрылых машин. У российского вертолета есть ряд технических преимуществ, которые повышают его безопасность. Это, например, 4-лопастный несущий винт, который более надежен, чем 2-лопастной винт «Робинсона». К тому же наш вертолет более приспособлен к жестким посадкам, чем вертолеты наших ближайших конкурентов.
Ми-34С1 – единственный в мире легкий вертолет, способный выполнять все фигуры высшего пилотажа, в том числе «Бочку» и «петлю Нестерова». Он, безусловно, будет интересен и спортсменам-вертолетчикам. Благодаря высоким маневренным характеристикам Ми-34 можно также использовать для тренировок летчиков воинских частей, эксплуатирующих боевые вертолеты Ми-28Н.
Ми-34С1 – многоцелевой транспортно-пассажирский вертолёт. Он может использоваться для обучения летного состава и поддержания навыков пилотирования, перевозки пассажиров (включая VIP-перевозки), проведения поисково-спасательных операций, патрулирования труднодоступных участков местности, авиационного обеспечения мониторинга шельфовых разработок, районов стихийных бедствий.
Ми-34С1 создается с комфортной кабиной и обладает высокой экономичностью двигателя. Удельная трудоемкость технического обслуживания снижена за счет установки нового современного двигателя и модернизации основных систем и агрегатов вертолета.
Ми-34С1 будет демонстрироваться на МАКС-2011 и участвовать в летном и статическом показах вертолетов холдинга «Вертолеты России».
Светлое будущее
Стартовый заказчик вертолетов Ми-34С1, авиакомпания UTair готова заказать еще 40 машин, кроме 10 уже заказанных. Их авиаперевозчик собирается использовать для обслуживания заказчиков из нефтегазового сектора и для обучения летного состава.
Кроме того, "Вертолеты России" и бразильская инвестиционная группа Qualy Group Brasil подписали договор о сотрудничестве в продвижении вертолета Ми-34С1 в Бразилии на основе дилерского соглашения, документ также предусматривает и возможную поставку вертолетов. Также в рамках сотрудничества "Вертолеты России" и Qualy Group Brasil планируют создать сервисно-технический, логистический и учебный центр по обслуживанию бразильского парка вертолетов Ми-34С1. Как считают представители Qualy, Ми-34С1 могут приобрести коммерческие компании и государственные компании-операторы, участвующие в подготовке и проведении Чемпионата мира по футболу 2014 года и Олимпийских игр 2016 года в Бразилии, сообщила пресс-служба "Вертолетов России".
По мнению экспертов российского холдинга, Ми-34С1 может стать востребованным вертолетом для спортивной авиации, а также для корпоративных и частных перевозок, первоначального обучения пилотов и мониторинга местности. По оценкам западных и российских экспертов, стоимость Ми-34С1 не превысит 500 тыс. долл., что на 20% дешевле R44. Этим вертолетом заинтересовался и Китай, и другие зарубежные страны. Так, в частности, в Орландо (штат Флорида, США) в марте этого года холдинг "Вертолеты России" представил на авиационной выставке Heli Expo Ми-34С1. Чтобы программа производства окупилась, считает Дмитрий Родин, необходимо продать около 100 Ми-34С1 в течение пяти лет. Уже сегодня ведутся переговоры со многими потенциальными заказчиками, в том числе и зарубежными.
Нелегка судьба русского «Отшельника» - из истории вопроса
Первый опытный вертолёт Ми-34 (по натовской классификации получивший имя «Отшельник» (Hermit) совершил первый полёт 17 ноября 1986 года (лётчик-испытатель Савинов Б. В.). Вертолёт разрабатывался как легкий учебно-спортивный вертолёт для замены использовавшихся для этих целей вертолётов Ми-1 и Ми-2.
Было начато производство вертолётов малой серией на Арсеньевском авиационном заводе с последующей их доводкой на МВЗ. Несколько таких вертолётов были закуплены московской милицией. Также поставлялись в Казахстан и Нигерию, всего было произведено более 20 штук. Во время испытаний на вертолете Ми-34 было продемонстрировано выполнение таких фигур высшего пилотажа, как "бочка" и "петля Нестерова", впервые для наших вертолетов. В 1987 году вертолет Ми-34 впервые был показан на Парижском авиационно-космическом салоне, а затем на многих других международных выставках, демонстрируя высокие летные характеристики.
В 2007 году наша команда по вертолетному спорту HeliRussia Team в составе Михаила и Юрия Казачковых при поддержке ОПК «Оборонпром» и холдинга «Вертолеты России» подготовила и провела уникальное европейское турне: впервые в истории российские спортсмены выступили на вертолете Ми-34 и заняли призовые места в национальных чемпионатах трех европейских стран: Великобритании, Италии и Франции.
Вертолет Ми-34 выпускался в следующих модификациях:
- Ми-34 («изделие 300») – базовый. Первый полёт 26 декабря 1986 года.
- Ми-34А – вертолет с газотурбинным двигателем Allison 250-C20R мощностью 450 л.с.
- Ми-34П – патрульный вертолет для контроля дорожного движения. Вертолет оборудован мощной фарой, громкоговорителем и гиростабилизированный биноклем. Для выполнения патрульных полетов ночью предусмотрена возможность установки тепловизора израильской фирмы Elbit.
- Ми-34В или Ми-34ВАЗ – версия Ми-34 с двумя роторно-поршневыми двигателями ВАЗ-4265. Также известен как Ми-234.
- Ми-34М – военная модификация Ми-34ВАЗ, представляющая собой вариант со специальным оборудованием для целеуказания и разведки. Первый испытательный полет вертолет совершил в 1993 году.
- Ми-34М1 - Ми-34М с 2 газотурбинными двигателями.
- Ми-34C – четырёхместная модификация вертолета оборудованного в соответствии с сертификационными требованиями эквивалентными FAR(JAR)-27.
- Ми-34С2 «Сапсан» – с газотурбинным двигателем Arrius-2F французской компании Turbomeca.
- Ми-34АС – учебно-тренировочный. С дублированным управлением.
Эксплуатанты
Россия
Главное управление внутренних дел Москвы – 3 вертолета. Федеральное агентство воздушного транспорта – 20 машин заказано в 2008 году.. Омский летно-технический колледж гражданской авиации. Санкт-Петербургская академия гражданской авиации. Башкирские Авиалинии – 1 вертолет. Сибнефть – 1 вертолет. ЮТэйр – заказано 10 вертолетов.
Бразилия
Идут переговоры о поставке 150 вертолётов.
Казахстан
Авиаслужба ГУВД Алматы – 2 вертолёта Ми-34С. Планируется поставка еще 11 машин.
Нигерия
Всего в эту страну было поставлено 9 вертолётов, которые планировалось использовать в качестве учебных машин для Ми-35. В 2011 году Нигерия приняла решения продать все вертолеты якобы в связи с низким ресурсом редуктора несущего винта (300 часов). Однако, как считают и западные и российские эксперты, для успешной эксплуатации вертолета надо просто заплатить деньги и заменить редуктор. Но средств у ВВС Нигерии, очевидно, нет, вероятно, поэтому было принято решение Ми-34 продать.