Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

Проблемы создания гиперзвуковых аппаратов

   Гиперзвуковые летательные аппараты, которые используют атмосферный воздух в качестве рабочего тела своих силовых установок, являются перспективными типами многоразовых космических транспортных систем (МКТС). Следует отметить, что эти летательные аппараты, по оценкам военных специалистов - перспективные системы оружия, которые будут обладать значительными стратегическими преимуществами, основными из которых являются высокая скорость полета и большой радиус действия. Потому этим разработкам, как сообщает Lenta.ru, уделяется много внимания как в Российской Федерации, так и за рубежом.

     Разработки России 
  Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" начала исследовательские работы по проекту создания гиперзвуковой ракеты. Об этом заявил генеральный конструктор корпорации Борис Обносов. По его словам, новая ракета сможет развивать скорость в 12-13 раз превышающую скорость звука. "Наша задача в последующем - это действительно развитие тематики гиперзвуковых ракет. Мы в этом году проводим первые работы на нашем предприятии в Дубне", - отметил Обносов. "Надеюсь, что эта идея станет общенациональной, и мы откроем настоящий проект - создание гиперзвуковых изделий", - добавил генконструктор концерна ТРВ, не раскрыв дальнейшие подробности нового проекта. 
  Следует отметить, что в СССР ранее существовал проект создания ракеты с гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем. В 1970-х годах была создана летающая лаборатория "Холод" на базе ракеты зенитного комплекса С-200. В ходе летного испытания ракета сумела развить скорость в 5,2 числа Маха (около шести тысяч километров в час). Считается, что в настоящее время этот проект получил развитие, и его дальнейшая разработка ведется под названием "Холод-2". Предположительно, работы по проекту ведет Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова. В частности, там занимаются созданием гиперзвукового летательного аппарата "Игла".
     Совместные разработки России и Индии 
   В настоящее время разработкой гиперзвуковой ракеты, способной развивать скорость до шести чисел Маха, занимается совместное российско-индийское предприятие "БраМос". Создание новой ракеты ведется на базе уже существующей сверхзвуковой ракеты "БраМос", ранее поступившей на вооружение ВВС и сухопутных войск Индии. В основе "БраМос" лежит российская ракета "Оникс". Кроме того, на совместном предприятии продолжается разработка авиационной версии "БраМос", которую планируется использовать на различных типах самолетов. В частности, на истребителях Су-30МКИ, производимых Россией специально для Индии. 
   Первые испытания авиационной версии сверхзвуковой ракеты могут пройти уже в 2012 году. По словам содиректора совместного предприятия Александра Максичева, которого цитирует ИТАР-ТАСС, в течение 2011 года "БраМос Аэроспейс" также приступит к разработке усовершенствованной версии российско-индийской ракеты. Основные характеристики новой гиперзвуковой ракеты "БраМос-2" уже согласованы. Предполагается, что ракета сможет развивать скорость, впятеро превышающую скорость звука, и перехватить ее будет практически невозможно.
   Как отмечает АРМС-ТАСС, индийско-российская компания "БраМос аэроспейс", ОАО "ВПК "Машиностроение" и МАИ подписали 16 августа на авиационно-космическом салоне МАКС-2011 меморандум о взаимопонимании. Подписи под документом в присутствии министра образования и науки Андрея Фурсенко поставили генеральный директор "Брамос аэроспейс" Сиватхану Пиллей, гендиректор ВПК "Машиностроение" Александр Леонов и ректор московского института Анатолий Геращенко. 
   Отвечая на вопрос журналистов о целях подписанного соглашения, Пиллей напомнил, что Россия и Индия в рамках работы по проекту "БраМос" доказали эффективность своего сотрудничества, создав сверхзвуковую крылатую ракету. Однако в настоящее время, продолжил он, "БраМос аэроспейс" поставила перед собой более амбициозную задачу - создать гиперзвуковую ракету, способную достигать скорости, соответствующей числу М=7.
   Как подчеркнул Пиллей, в рамках этого проекта компания "БраМос" нуждается в сотрудничестве с МАИ. Кроме того, будет задействован индийский научный институт. Сумма начальных инвестиций в каждое учебное заведение составит около 1 млн долл. "Продукт, который мы создадим с помощью этих двух ведущих институтов, должен быть самым передовым в мире. Мы не хотим быть вторыми по отношению к кому-либо", - заявил Пиллей. По оценкам гендиректора "БраМос аэроспейс", гиперзвуковая ракета появится через 5 лет.
     Работы, проводимые в США 
   Работы по созданию гиперзвуковых ракет и летательных аппаратов ведутся и в США, отмечает Lenta.ru. В частности, концерн Boeing занимается разработкой ракеты X-51A Waverider, а Lockheed Martin - FHTV-2. Первый полет американского экспериментального гиперзвукового планера, который согласно проекту будет способен развивать скорость до 20 мах (около 23 тысяч километров в час), оказался неудачным. 
   По данным ВВС США, проводивших испытание Falcon Hypersonic Technology Vehicle 2 (FHTV-2), аппарат был успешно выведен в верхние слои атмосферы, после чего он развил скорость в 20 мах. Затем контакт с ним был утерян. Анализ имеющейся в распоряжении ВВС США информации продолжается. Выводы, полученные по итогам обработки данных, будут учтены при втором полете FHTV-2, запланированном на 2011 год. Первый полет аппарата состоялся 20 апреля 2010 года. 
   Аппарат стартовал на борту ракеты-носителя Minotaur IV с базы ВВС США Ванденберг в Калифорнии. Согласно плану первого полета, FHTV-2 должен был пролететь 4,1 тысячи морских миль (7,6 тысячи километров) за полчаса и упасть неподалеку от атолла Кваджалейн. Где в действительности упал аппарат, не уточняется. Разработка аппарата ведется с 2003 года. Сейчас программа является частью концепции оперативного глобального высокоточного удара Пентагона США ВВС США. 
  Управление перспективных разработок (DARPA) Пентагона 11 августа 2011 года провели второе испытание гиперзвукового аппарата Falcon HTV-2, сообщает Aviation Week. Вывод аппарата в верхние слои атмосферы и его первый этап планирования к цели проходили без сбоев, однако спустя девять минут полета связь с FHTV-2 была утрачена и аппарат самоуничтожился.
  Что послужило причиной провала испытаний, в настоящее время выясняет специальная комиссия DARPA. Успешные разработки гиперзвуковых летательных систем позволят существенно повысить научно-технический потенциал как страны-разработчика, так и мировой науки в целом.