Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Надежный и удобный в управлении, в СССР он использовался как в вооруженных силах, так и в гражданской авиации — для обработки сельхозугодий, доставки почты и грузов, эвакуации больных и раненых.
История создания Ми-1 началась в послевоенные годы, когда утраченный интерес к вертолетам вновь возродился. В начале 1947 года по инициативе советского ученого, конструктора Михаила Миля приказом начальника Центрального аэрогидродинамического института была организована специальная лаборатория по проблемам геликоптеростроения и изучения штопора. Возглавил ее сам Миль, прошедший школу ЦАГИ по разработке автожиров и геликоптеров и накопивший огромный опыт в этих вопросах. Он поставил перед сотрудниками лаборатории главную цель — быструю разработку проекта промышленного образца одновинтового вертолета.
Первым шагом этой работы было создание в институте натурной геликоптерной установки НГУ-1, содержащей основные агрегаты проектируемого летательного аппарата — будущего Ми-1 — и предназначенной для испытаний натурных несущих винтов в большой аэродинамической трубе Т-101. При конструировании и доводке прототипа Ми-1 был использован ряд оригинальных технических решений: система управления несущего винта с инерционными демпферами, снабженная впоследствии необратимыми гидроусилителями; объединение систем управления общим шагом несущего винта и мощностью двигателя в единую систему «шаг-газ»; противообледенительная система для лопастей несущего и рулевого винтов.
В
Вертолет обладал хорошими летно-техническими характеристиками, но был неустойчив к боковым порывам ветра, случался флаттер несущего винта. Спасал мощный двигатель — 580 л.с., который обеспечивал высокую энерговооруженность.
В армии Ми-1 использовался как связной вертолет, впоследствии он стал учебной машиной. Его модификации применялись и за рубежом: в полицейских операциях Китая, в Ираке — для подавления курдских мятежей, на Кубе — для ликвидации отрядов вооруженной оппозиции. С появлением вертолетов более высокого уровня Ми-1 стали использовать все реже. Последнюю машину официально списали в 1983 году.