Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"

125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 11

тел: +7 (925) 606-23-77, agnc@mail.ru

меню бургер

100-ЛЕТИЕ ЦАГИ В ИСТОРИИ АВИАЦИИ: вертолет Ми-1

Надежный и удобный в управлении, в СССР он использовался как в вооруженных силах, так и в гражданской авиации — для обработки сельхозугодий, доставки почты и грузов, эвакуации больных и раненых.

История создания Ми-1 началась в послевоенные годы, когда утраченный интерес к вертолетам вновь возродился. В начале 1947 года по инициативе советского ученого, конструктора Михаила Миля приказом начальника Центрального аэрогидродинамического института была организована специальная лаборатория по проблемам геликоптеростроения и изучения штопора. Возглавил ее сам Миль, прошедший школу ЦАГИ по разработке автожиров и геликоптеров и накопивший огромный опыт в этих вопросах. Он поставил перед сотрудниками лаборатории главную цель — быструю разработку проекта промышленного образца одновинтового вертолета.

Первым шагом этой работы было создание в институте натурной геликоптерной установки НГУ-1, содержащей основные агрегаты проектируемого летательного аппарата — будущего Ми-1 — и предназначенной для испытаний натурных несущих винтов в большой аэродинамической трубе Т-101. При конструировании и доводке прототипа Ми-1 был использован ряд оригинальных технических решений: система управления несущего винта с инерционными демпферами, снабженная впоследствии необратимыми гидроусилителями; объединение систем управления общим шагом несущего винта и мощностью двигателя в единую систему «шаг-газ»; противообледенительная система для лопастей несущего и рулевого винтов.

В 1948–1949 годах на авиационном заводе в Киеве построили три опытных вертолета. Первые подъемы в воздух на прототипе Ми-1 — ГМ-1 (геликоптер Миля-1) — были выполнены 20 сентября 1948 года на аэродроме Захарково. Государственные испытания продолжились, а 21 февраля 1950 года Совет министров СССР принял постановление о серийном производстве Ми-1. Всего в 1950–1960-х годах построено свыше 2,5 тысяч этих вертолетов в нашей стране, а в 1957–1960 годах произведено 300 машин по лицензии в Польше.

Вертолет обладал хорошими летно-техническими характеристиками, но был неустойчив к боковым порывам ветра, случался флаттер несущего винта. Спасал мощный двигатель — 580 л.с., который обеспечивал высокую энерговооруженность.

В армии Ми-1 использовался как связной вертолет, впоследствии он стал учебной машиной. Его модификации применялись и за рубежом: в полицейских операциях Китая, в Ираке — для подавления курдских мятежей, на Кубе — для ликвидации отрядов вооруженной оппозиции. С появлением вертолетов более высокого уровня Ми-1 стали использовать все реже. Последнюю машину официально списали в 1983 году.