Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Истребитель стал инновационной разработкой КБ под руководством С.А. Лавочкина и ученых ЦАГИ.
«Стрелка» создавалась в послевоенные годы, отмеченные бурным развитием авиации и переходом от винтовых двигателей к реактивным. Применение более мощных двигателей требовало совершенно нового подхода в аэродинамике летательных судов. Решением стало придание крылу стреловидной формы и уменьшение его относительной толщины. Для реализации этой идеи требовались глубокие и разносторонние теоретические и экспериментальные исследования.
ЦАГИ начал работу над стреловидным крылом еще в годы войны. Будущий академик Владимир Струминский, основываясь на результатах теоретических расчетов, показал преимущества такой конструкции за счет снижения волнового сопротивления крыла в пограничном слое и эффекта скольжения. Также, благодаря работам ученых института, стреловидные крылья получили аэродинамические перегородки вдоль хорды и гребни, препятствующие перетеканию воздушного потока вдоль несущей поверхности. Это позволило увеличить значения критических углов атаки и повысить эффективность элеронов. Исследования Ла-160 в аэродинамических трубах ЦАГИ охватили большой круг вопросов. В частности, было выявлено, что стреловидное крыло позволяет отодвинуть кризисные явления в область более высоких скоростей, смягчить их резко изменяющийся характер и обеспечить устойчивость на больших углах атаки.
Разработка истребителя Ла-160 велась конструкторским бюро в 1946 году. Это одноместный цельнометаллический среднеплан с крылом стреловидностью 35?, скомпонованным из разработанных в ЦАГИ скоростных профилей.
Летные испытания реактивного истребителя проходили в июне—сентябре 1947 г. Благодаря масштабным летным испытаниям Ла-160 был получен достоверный материал об особенностях устойчивости и управляемости самолета новой конфигурации.
«Стрелка» первой из советских самолетов преодолела тысячекилометровый рубеж скорости: на высоте 5700 м летчик-испытатель И.Е. Федоров достиг показателя 1050 км/ч, что соответствовало числу Маха, равного 0,92. Заместитель С.А. Лавочкина Н.С. Черняков оставил воспоминания об этом дне: «Звуковой барьер казался тогда авиационным работникам всего мира очень страшным. Казалось, преодолеть его невозможно. А преодоление этого барьера было конечной целью наших работ по созданию Ла-160. Мне трудно передать волнение, которое испытывали мы все, хорошо зная, какие опасности поджидают машину и испытателя».
Судьба распорядилась так, что Ла-160 был создан в единственном экземпляре. После испытаний он принимал участие только в воздушном параде в Тушино летом 1947 г.
Результаты экспериментальных исследований аэродинамических моделей и летные испытания «Стрелки» стали основой для создания более совершенных машин, таких как МиГ-15 и Ла-15.