Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
На этой машине была впервые выполнена фигура высшего пилотажа «Кобра Пугачева», которая демонстрирует управление на больших углах атаки и возможности сверхманевренности. На Су-27 выступает пилотажная группа «Русские Витязи».
Созданию этого летательного аппарата предшествовала многолетняя научно-исследовательская деятельность ученых ЦАГИ и конструкторских бюро. Специалисты института провели детальный анализ летных данных, маневренных характеристик и оптимизацию основных параметров истребителя. В результате была выстроена концепция самолета с большой тяговооруженностью, обладающего высокой маневренностью.
В первоначальной компоновке Су-27 было применено неплоское крыло с переменной стреловидностью передней кромки и небольшим наплывом в корне — так называемое «крыло оживальной формы». Самолет в таком варианте произвел первый вылет 20 мая 1977 г. С этой геометрией истребитель имел ранний срыв потока на крыле. Острая передняя кромка профиля по всему размаху создавала тряску — это не давало возможности совершать ряд маневров. При переделке Су-27 ОКБ П.О. Сухого реализовало новые перспективные решения, предложенные специалистами ЦАГИ. А именно — принять отработанную ранее концепцию трапециевидного крыла с корневым наплывом и отклоняющимися носками крыла. В последующие два года в ЦАГИ проводились исследования по новой компоновке Су-27.
Дистанционное управление с системой улучшения устойчивости, статическая неустойчивость на дозвуковых скоростях, непрерывно нарастающее отклонение носков крыла по углу атаки, острый наплыв на крыле — это лишь несколько прогрессивных решений, предложенных ЦАГИ и воплощенных в Су-27. Именно благодаря им были получены хорошие пилотажные характеристики истребителя на всех режимах. В 1981 г. состоялся первый вылет переделанного по рекомендациям ЦАГИ самолета с новыми механизированными консолями крыла. В этой геометрии Су-27 пошел в серийный выпуск.