Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
Ассоциация государственных научных центров "НАУКА"
«Я летал на самолете „Максим Горький“. Эти коридоры, этот салон, эти каюты, этот мощный гул восьми моторов, эта внутренняя телефонная связь — все было не похоже на привычную для меня воздушную обстановку...», — так восхищенно отозвался о самолете французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери. Создатель «Маленького принца» совершил полет на АНТ-20 в мае 1935 г., когда работал в Москве репортером французского издания.
История создания самолета лучше всего передает неповторимый колорит довоенных лет: увлечение авиацией, фейерверк рекордов и перелетов. Именно в те годы появилась идея отметить юбилей Максима Горького наименованием в его честь самолета-гиганта для агитационной эскадрильи.
Разработка проекта и постройка воздушного судна были поручены ЦАГИ. Проектирование самолета осуществлялось бригадой тяжелых самолетов В.М. Петлякова под общим руководством А.Н. Туполева, ведущим инженером был назначен Б.А. Саукке.
АНТ-20 был создан в очень короткий срок. Строительство машины началось 4 июля 1933 г., а 18 августа 1934 г. после заводских испытаний летательный аппарат был передан в агитэскадрилью имени Горького.
«Максим Горький» был настоящим чудом техники для своего времени. Его размерам и полетному весу мог «позавидовать» любой, даже самый большой самолет мировой авиации. Длина машины составляла 33 м, высота — свыше 11 м, размах крыла — 63 м. Многотонная громада летала со скоростью 260 км/ч. Кроме 8 членов экипажа, самолет вмещал 72 пассажира.
Многое на «Максиме Горьком» было в новинку даже опытным инженерам. Например, крыло необычно большого удлинения. Отношение размаха крыла к его средней хорде (ширине) составляло 8,2. Такой формой несущих поверхностей не обладала еще ни одна тяжелая машина. А к этому стремились все авиаконструкторы: чем больше удлинение крыла, тем ближе оно по своим характеристикам к крылу, идеальному по аэродинамическому качеству, но, к сожалению, немыслимому с точки зрения прочности. Была найдена золотая середина — в этом и сказался талант и опыт конструкторов, сумевших сделать гигантское крыло жестким и прочным.
К сожалению, 18 мая 1935 г. «Максим Горький» потерпел катастрофу. Построенный после его гибели пассажирский вариант (ПС-124) летал на линии «Аэрофлота» до 1942 г.